Преполовение Пятидесятницы 13.05.2020.

«Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Иоан. 7, 37).

«веруяй в Мя не имать вжаждатися никогдаже» (Иоан. 6, 35).

Преполовение — это красивое слово означает «достижение чем-либо половины», «разделение напополам». В каждом промежутке времени есть своя середина: в году, в жизни человека, в исторической эпохе. Есть свое Преполовение и в Православии. По времени приходится на 25-ый день после Пасхи, который делит промежуток от Пасхи до Троицы на 2 равных отрезка и соединяет эти великие праздники. Отсюда и название такое — Преполовение Пятидесятницы. Это один из самых древних христианских православных праздников. В этот день вспоминается, как Спаситель в Преполовение Кущей (ветхозаветного праздника) вошел в церковь и учил.

На 3-тий год своего общественного служения Он втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим. Войдя в синагогу, в беседе с книжниками и фарисеями Он впервые открылся: «Моё учение – не Моё, но Пославшего Меня».

Богослужение на Преполовение очень мощное. Оно напоминает всем яркую и обличающую речь Христа в беседе с фарисеями. Он говорил им, что не следует судить лишь по внешнему обличию. Нужно проникать в глубь событий, понимать, что за Его словами и делами — Тот, Кого так долго ждали. Иисус обвинял, что евреи не признали в Нём Царя и Бога, хотя сами дотошно требовали от Него исполнения мелочей (соблюдения субботы и пр.). Слова Иисуса были полны горечи и негодования:

  • «Если словам не веруете, делам веруйте! Что прельщаетесь, отметая Святого, о Котором написал Моисей!?»
  • «Если Мессии подобает прийти, то Мессия — Христос есть, беззаконные, что не верите Ему! Вот пришёл и свидетельствует тем, что делает: воду в вино претворил, расслабленного словом восставил».
  • «Если Мессии подобает прийти, иудеи, то ныне пришел Мессия — Христос. Что прельщаетесь, отметая праведного, о Котором написал в Законе Моисей!?»
  • «Дела сотворил многие, и ради какого из них хотите камнями побить Меня?»
  • «Не знаете писаний, прельщаетесь все вы, беззаконные евреи: потому что воистину пришел Христос, и всех просветил, и среди вас показал многие знамения и чудеса, и всуе отрицаетесь истинной Жизни».

Так взывал к иудеям Христос в праздник Преполовения Пятидесятницы, пытаясь докричаться до их сердец.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей», — сказал Христос в последний великий день праздника Кущей. Люди, подобно евреям, странствуют в пустыне мира сего. Чтобы не погибнуть от духовной жажды, они спасаются в источнике даров Божиих через Христа. Вода, которую Он нам даёт, — Благодать Святого Духа. Это единственная истинная вода, способная утолить жажду человеческой души и дать ей совершенное насыщение. В обретении этой Благодати и в соединении с Богом весь смысл христианской жизни. Именно об этом — праздник Преполовения Пятидесятницы.

И именно об этом говорил настоятель отец Андрей в своей проповеди. Замечая при этом, чтобы наши желания и потребности, с которыми мы приходим в храм, обращаясь к Богу за помощью в нуждах, не стали для прихожан приоритетом в общении с Богом. Чтобы та выгода, которую получают верующии, не заслонила Личность Самого Спасителя. Ибо мы помним, как упрекнул Христос тех людей, которые, согласно Евангелию, насытившись от пяти хлебов, хотели сделать Иисуса царем (ведь идеал земного царства – сытое и довольное общество): «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6,26). И Господь призывает их думать и заботиться не о пище тленной, но о пище, «прибывающей в жизнь вечную» (Ин.:6:27).

После литургии батюшка Андрей совершил малое водоосвящение с просьбой ко Господу «напоить жаждущие души водами благочестия». А также прочитал особые молитвы из чина, бываемого на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов. Накануне на вечернем богослужении была засвечена большая лампада перед образом святого мученика Трифона. После молебного пения масло от лампады раздали всем верующим, присутствовавшим за богослужением, для последующего добавления освященного елея в Богоявленскую воду и кропления полей, садов, огородов и т.п.

Благодарные прихожане отправились по домам, чтобы защитить свое хозяйство, полученной в храме святыней.

Акафист, Канон, молитвы святому мученику Трифону

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *