Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня 14.08.2020.

14 августа Православная Церковь вспоминает Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, совершает Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице и вспоминает мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матерь их Соломонию и учителя их Елеазара.

Накануне праздника в Успенском храме было совершено праздничное вечернее богослужение, во время которого из алтаря на центр храма для поклонения был вынесен Крест Господень.

В сам день праздника была совершена Божественная Литургия, за которой многие прихожане приобщились Святых Христовых Таин.

Этот день имеет много народных названий: Первый Спас, Медовый, Маковый, Мокрый, Спас-на-водах, Маковей.

В нашем храме, по традиции, было совершено водосвятие и освящение мёда.

С сегодняшнего дня начинается двухнедельный пост, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и подготавливает христиан к достойному празднованию Успения. Этот пост является вторым по строгости после Великого поста. Во время Успенского поста запрещается вкушение рыбы, вареная пища с растительным маслом разрешается только в субботы и воскресенья, а без него — по вторникам и четвергам. Пост установлен в подражание Божией Матери, которая всю жизнь и особенно перед Своим Успением проводила в посте и молитве.

Как и в любом православном посту, в Успенском важна духовная сосредоточенность. Соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному. Человек изначально создан как единство души и тела, которые призваны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внес дисгармонию, и потому бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого человек воздерживается от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в греховных страстях, поэтому, важно побеждать страсти, чему как раз и способствует пост. 

Всякий пост, по выражению прот. Александра Шмемана, – «светлая печаль», но к Успенскому посту это относится в особенности. О нем уместно сказать: небесная печаль. Он, как верно было кем-то подмечено, словно окрашен в лазурные тона. Быть может, именно Успенский пост помогает лучше всего осознать сущность поста как такового, потому что наилучшим образом пример постничества являет нам Пресвятая Дева, чуждая от рождения всякой скверны и свободная, благодаря всецелому устремлению души к Богу, от человеческих немощей, и настолько же нечуждая, близкая немощным людям, сочувствующая им, ищущая любой возможности доставить им самую простую, земную радость.

Авва Евагрий называет кротость «аристократической добродетелью». Царица Небесная явила ее в непоколебимой любви к Богу и людям, ради которых воплотился Ее Сын, к тем самым людям, которых она видела глумящимися над Ним; к нам – своими грехами присоединяющимся к Его распинателям.

Это хранение себя «неоскверненными от мира» (Иак. 1; 27): от его злобы и малодушия, от его гордыни и подлости, от его человекоугодия и высокомерия, бесцеремонности и равнодушия, разнузданности и бесчувствия, трусости и дерзости – хранение себя от этих и множества других, зачастую маскирующихся под добродетель, пороков и есть истинное постничество, пример которого явила нам Пресвятая Богородица. О Богородице, по словам лично знавших Ее людей, сщмч. Игнатий Богоносец свидетельствует, что «Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и помогала им во всяком добром деле».

Подражание Божией Матери в этих чертах должно быть средоточием нашего внимания в Успенском посту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *