Богородицкий храм

   

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ

 АДМИНИСТРАЦИИ   ГОРОДА  ЛИПЕЦКА

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 64»

ГОРОДА  ЛИПЕЦКА

 

 

ПРИХОД ХРАМА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 С. БОГОРОДИЦКОЕ ДОБРОВСКОГО РАЙОНА

ЛИПЕЦКОЙ МИТРОПОЛИИ

 

 

 

 

 

Программа духовно-нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования «Искусство добролюбия»

 

                                               Срок реализации: 2 года

                                               Возраст детей: 7 – 8 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Стеганцева В.В., педагог-психолог,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк – 2011

1. Пояснительная записка

«Искусство добролюбия» система занятий теоретической и практической направленности, расширяющих представления детей о добре, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе и красоте духовного восприятия мироздания. Занятия направлены на глубокое проживание каждой темы. В процессе бесед, обсуждения различ­ных жизненных ситуаций, творческих заданий, игр и упражнений психологического и актерского тренинга, драматизации отрывков из литературных произведений этического содержания, рисования, сочинения сказок и историй, исследовательской деятельности и др. у младших школьников развиваются умения творчески мыслить, проникая в глубины искусства и человеческой души; строить взаимоотношения с другими людьми, проявлять заботу, оказывать помощь, сочувствовать и сопереживать; осознанно подходить к анализу и оценке поступков и поведения, а также создают условия и открывают возможность ребенку для Встречи с Божественной Личностью.

Программа курса внеурочной деятельности «Искусство добролюбия» предназначена для занятий с детьми младшего школьного возраста (1 – 2 кл.).

Основная цель курса – формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего.

Задачи воспитания:

·     содействовать созданию обогащенной среды для становления духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;

·     стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;

·     стимулировать лучшие душевные и творческие порывы ребенка;

·     пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения;

·     научить ребенка чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков и формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор, развивая способности отличать хорошее от плохого;

·     знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром, воспитывая доброжелательность, добросердечность и потребность жить по совести;

·     способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи, зависти, цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и т.п.;

·     формировать и расширять знания и представления детей об основных духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость, правдивость–лицемерие, ответственность–предательство, кротость–гнев, скромность–тщеславие, милосердие–жестокость, сорадование–зависть, благодарность–гордость, терпение–малодушие, отзывчивость–равнодушие, и т.д.

·     научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с родителями, с другими членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим);

·     воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам;

·     развить способность к сорадованию, сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств;

·        воспитать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним;

·        содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослым и сверстниками;

·        развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры;

·        воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

·        сформировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов;

·        воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда;

·        сформировать неравнодушное, бережное отношение к окружающему миру, заботливое отношение к растениям и животным;

·        способствовать пониманию духовного смысла искусства и творчества, развитию образного восприятия, мышления, творческого воображения, чувства красивого и возвышенного, воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

·        способствовать формированию готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни; развитию навыков произвольного поведения: внимания, терпения, усердия, усидчивости, аккуратности, организованности (нравственно-эмоционально-волевой сферы личности), самостоятельности, самоанализа и саморефлексии;

·        научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению словарного запаса и образного строя речи.

Занятия по внеурочной деятельности выстроены таким образом, чтобы учащиеся имели возможность многогранно раскрыть свои таланты, используя воображение и фантазию, сочиняя добрые истории, сказки или стихи, оформляя их в собственную книгу, а также самостоятельно иллюстрируя ее. Ребята делают самостоятельные мини-этюды, иллюстрируя только что прочитанную сказку или историю; сами организовывают мини-концерты. Предусмотрены занятия на свежем воздухе (школьный двор).

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную, исследовательскую, самостоятельную деятельность, работу с художественной литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Все это в реальной жизни скрыто от внимания ребенка, но средства театра позволяют использовать эмоционально-образную форму литературных произведений в целях развития личностно значимого поведения и восприятия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких, как чуткость, преданность, верность, смелость, ответственность, честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей  ребенка   преодолевать жизненные трудности и конфликты.

 Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность,  сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с  развитием  такой важной личностной черты, как оптимизм.

Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения еще слишком мал жизненный опыт, не развит личностный подход ни к искусству, ни к человеку, ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь раскрыться детскому таланту, необходимо прежде увидеть способности каждого ученика – зародыш его эстетической и нравственной позиции. Очень важно, чтобы ребенок мог изобразить, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность. Такое творческое начало впоследствии дает возможность достаточно глубоко постигать духовный и нравственный стержень человека и красоту окружающего мира. По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя, своего внутреннего мира, развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой/неживой), т.е. эмпатии.

Делать добро, накоплять его в ризнице духовных богатств есть одно из проявлений творческого начала в человеке. Творческая деятельность раскрывает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные  нормы, ориентироваться в различении проявлений доброго и злого во внешнем и внутреннем мире. Поэтому, так необходимо расширять эмоционально-чувственный опыт детей, создавая условия для развития способностей и преодоления трудностей, возникающих в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы. Это позволит ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем. Для личностного раскрытия человека необходимо развитие возможности полноценно эстетически воспринимать, что предполагает способность мыслить, чувствуя.

Искусство концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству. Формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важных задач воспитательного процесса. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя при этом и его художественный вкус. Эстетическое воспитание многими авторами в истории и теории педагогики понималось как воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.

Важно, конечно, теоретические знания закреплять в навыке практической деятельности. В связи с этим предлагается данная программа. В процессе занятий раскрываются доступные пониманию учащихся исконные общерусские художественно-культурные и духовно-нравственные ценности, создаются условия для открытия школьниками личностных смыслов. Содержание программы выступает средством, стимулирующим потребности к выражению действенной заботы о ближнем, к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущения, научает выделять главное, развивает способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни. Важно научить ребенка не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

·     смотреть, чтобы увидеть красоту;

·     слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

·     почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

·     говорить так, чтобы тебя услышали;

·     быть самим собой;

·     не причинять другому вреда своими чувствами или своей любовью;

·     трудиться творчески;

·     творить вдохновенно.

В целях комплексного подхода, программа «Искусство добролюбия» предполагает участие представителя духовенства в специальных занятиях, а также определенную работу с педагогическим коллективом и родителями по темам:

1.     Традиции православной духовности – основа полноценного образования российских школьников.

2.     Об ответственности родителей за воспитание детей (святоотеческий взгляд на личностную зрелость человека).

3.     Незаменимая роль отца в семейном воспитании.

4.     О традиционной роли женщины в обществе как хранительницы домашнего очага и чистой нравственности и др.

Священное Писание указывает основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «если юноша избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», т.е. если человек еще с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. Эту мысль выражает и народная мудрость: «Каков в колыбельке, таков и в могилку», «Чему тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость уже не оставляет».

В рамках программы предполагается привлечение святоотеческой традиции в систему воспитания. По своей сути святоотеческое наследие является целостным учением, содержащим знание о человеке и его душе, о его наличном и долженствующим быть состоянии. Это учение представляет собой «уникальную энциклопедию» тончайших состояний человеческой души, их взаимодействия и взаимовлияния, их генезиса и объективации в поведении человека. В святоотеческой литературе дается типология добродетелей и страстей. А в совокупности содержащихся в нем идей – является универсальным методологическим ключом к осмыслению и решению важных педагогических проблем и, прежде всего, проблем духовно-нравственного воспитания.

Можно выделить следующие черты святоотеческой литературы, имеющие значение для духовно-нравственного воспитания:

·        нацелена на формирование внутреннего человека, ядра личности;

·        рассчитана на любой возраст – физический и духовный;

·        основана на личном духовном опыте, поэтому может быть использована в индивидуальной работе с учащимися;

·        основана на абсолютных истинах, говорит об абсолютных истинах, не подвержена идеологическим колебаниям;

·        обращена к целостному человеку – его разуму, воле, чувствам, к его уму, сердцу, душе.

В педагогическом плане курс «Искусство добролюбия» представляет собой «пошаговую методику» самоуглубления и самопознания – определение негативных сторон собственной личности и указание на то, как с этим бороться. Показывает разнообразные пути и нормы духовной жизни. Учит строить диалог с самим собой, другими людьми, миром в целом на основе христианских ценностей, наполнять свой внутренний мир новыми смыслами, избирать высокие, сверхличностные жизненные цели. Возрождает традицию педагогического диалога, основанного на глубинном, внутреннем взаимовосприятии личности учителя и ученика на основе общих ценностей, идеалов, смыслов, авторитетов.

Особо необходимо обратить внимание на развивающееся в настоящее время направление агиологии (исследования, посвященные богословским и историко-церковным аспектам святости). Такие проблемы, как детская жестокость, преступность, беспризорность, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, игромания, терроризм, детский суицид, разрушительное влияние соцсетей и другие тяжелые явления современной действительности, не в последнюю очередь вызваны утратой ценностных нравственных и духовных начал в школьной системе образования, отсутствием формирования нравственного идеала у подростков, и, что особенно важно, недостатком у детей и молодежи положительных примеров для подражания.

В то же время известно, что агиографическая (житийная) литература на протяжении веков была излюбленным домашним чтением наших предков, во многом сформировавшим особый тип русской ментальности: качества совестливости, милосердия, любви. Живые примеры жизни святых: их стойкости, верности, самоотверженности, великодушия, столь необходимые сегодня в развитии и воспитании, способны вызвать горячий эмоциональный отклик и желание задуматься над своей жизнью, может быть, подражать им.

Родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве эгоцентризма, себялюбия, тщеславия, гордыни и сомнения, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку. Важно воспитать в детской душе стремление к совершенству в противовес разрушительному действию самоутверждения за счет другого. И здесь также можно опираться на природное стремление человеческой души к внутренней гармонии, к мирному состоянию, к Идеалу.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей и представителей духовенства.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» в сотворчестве. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Новизна в том, что сочетание эстетического, нравственного и духовного компонента способствует гармоничному и целостному раскрытию личности ребенка. Развивая навыки художественной деятельности и эстетических потребностей учащихся, в то же время в сфере нравственной культуры предполагается творческое применение полученных знаний в повседневной жизни. Задатки творческого восприятия детей характеризуются взаимосвязью нравственных и эстетических категорий. Духовный аспект, как основополагающий, необходим для полного, целостного самораскрытия личности ребенка. Программа  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России и обеспечивает формирование у детей актуального социокультурного опыта, личностной позиции, возможности творческой самореализации, подготовку школьников к жизненному самоопределению и гармоничному восприятию окружающей действительности.

Место предмета в плане внеурочной деятельности.

Курс внеурочной деятельности «Искусство добролюбия» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности с 2011г. и рассчитан на 2 года обучения. Расписание занятий строится из расчета одно  занятиe в неделю. Продолжительность  занятия – 30 минут (1 классы), 45 минут (2 классы). Общее количество часов – 67 (33 часа – 1 классы, 34 часа – 2 классы).

Также стоит отметить, что с 2014г. используется специальный модуль программы «Искусство добролюбия», адаптированный для прогимназии.

Формы и методы по освоению курса подбираются также в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Свойственные им эмоциональная отзывчивость, любознательность, потребность к подражанию, превращению, преображению и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают начальную школу тем важным звеном, в котором возможно наиболее успешно реализовать поставленные задачи, осуществляя духовно-нравственное воспитание ребенка.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной сре­ды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику создаются условия для развития рефлексии — способнос­ти осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребенка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание занятий включает в себя: сюжетно-ролевые игры, импровизации, театральные этюды, инсценировки, упражнения на развитие наблюдательности, воображения, внимания, памяти, мышления, речи, выразительности жеста, выразительной мимики, детской пластики, упражнения для социально-эмоционального развития детей, упражнения психологического тренинга, различные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй, чтение стихов, рассказов, сказочных историй, прослушивание аудиозаписей, просмотры тематических роликов, мультфильмов, беседы (основанные на личном опыте детей о прочитанном, просмотренном, прослушанном), рисование, проектная деятельность, викторины, конкурсы, праздники, участие в общественно-полезной деятельности, участие в социально значимых акциях, театральных проектах, школьных Неделях Православной Культуры т.д.

 

2. Планируемые результаты

Реализация программы должна обеспечить ориентацию учащихся на ценности гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты, гармонизацию отношений с окружающим социумом, самим собой, Богом; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, Отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны.

Базовый уровень результатов внеурочной деятельности предполагает приобретение учащимися понятийных знаний основных духовно-нравственных законов и категорий, этических понятий, овладение навыками жизни в социуме, умением различать добро и зло.

Повышенный уровень результатов внеурочной деятельности возможен для достижения учащимися, которые овладеют искусством чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков.

В результате реализации программы у школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании; умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; отличать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных и духовных ценностей).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий школьники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и адекватно оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; адекватно воспринимать оценки и отметки.

В сфере познавательных универсальных учебных действий школьники научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий школьники научатся планировать и координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Мы хотим видеть нашего воспитанника нравственным, высокообразованным, творчески развитым человеком и хотим воспитать в нем:

·     Стремление и навык помогать дома родителям, в школе учителям, товарищам в самых обычных обстоятельствах и обыденных заботах. Не научившийся помогать дома и в школе – не будет стремиться помогать людям везде и вообще не узнает радости помогать и служить людям.

·     Послушание, то есть умение подчиняться, потому что в социуме все держится на подчинении и соподчинении. Умение подчиняться родителям, преподавателям научит и во взрослой жизни подчиняться начальствующим лицам. Неумение подчиняться более всего вредит любому общему делу. Добродетель же послушания более всего помогает раскрытию творческих способностей человека и духовного потенциала.

·     Сострадание к больным, страдающим и нуждающимся людям. Даже небольшая, но постоянная забота о нуждающихся в помощи будет способствовать правильному формированию личности ребенка. Без сострадания воспитывается ущербная личность.

·     Личную ответственность за свои слова, поступки и мысли, за истраченное время, за свою семью, за школу, за свой класс, даже за свою парту, за все окружающее. Ответственность научит не разрушать, но сохранять и украшать. Составные экологического воспитания: забота об окружающей природе, о культурно-историческом наследии, о духовных ценностях («экология духа», по выражению Д. С. Лихачева). Грех всегда разрушает (личность, семью, сообщество, государство). Ответственность – сохраняет.

·     Умение просить прощения и прощать. Это один из важнейших навыков жизни в социуме. Неумение просить прощения показывает отсутствие критического отношения к себе, а без этого не может быть правильного отношения к другим людям. Тот, кто не прощает – носит вред в себе самом, непримиримость же страшно мешает жить, учиться и работать с другими людьми.

·     Благодарность. Неблагодарность искажает жизнь, препятствует установлению правильных отношений с окружающими. Благодарность необходима прежде всего самому благодарящему, она же характеризует его верность. Чаще всего худые изменения в жизни начинаются с нашей неблагодарности.

·     Благожелательность ко всем людям. В мире и даже вокруг нас живут, учатся, работают очень разные люди. Нетерпимость к людям может стать искрой для вражды. Осуждать других легко, но не безвредно, потому что только Господь в совершенстве знает меру ответственности другого человека. Не смеяться над другими, не осуждать людей – значит избежать неразумного отношения к другим людям. Лучше помогать и сострадать. Осуждение и злословие других чаще всего обнаруживает недостаток добра в нас самих.

Воспитание этих качеств поможет сформировать активную жизненную позицию человека и гармонизирует его личность.

В результате освоения программы «Искусство добролюбия» дети получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу обучения нашим ожиданиям должен предстать ребенок:

Ø любознательный, наблюдательный, интересующийся, активно познающий мир;

Ø владеющий основами умения учиться;

Ø воспитанный интеллектуально и художественно-эстетически;

Ø имеющий навыки концентрации внимания и координации движений;

Ø умеющий импровизировать на заданную тему;

Ø умеющий выразительно читать текст;

Ø умеющий действовать в вымышленных обстоятельствах, анализировать литературное произведение с точки зрения средств выразительности;

Ø имеющий культурные ценностные ориентиры;

Ø любящий родной край и свою страну;

Ø уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Ø умеющий правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

Ø готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

Ø доброжелательный, отзывчивый, самоотверженный, заботливый, умеющий слушать и слышать партнера, сочувствовать и сопереживать;

Ø правдивый, ответственный, уверенный, имеющий чувство собственного достоинства;

Ø владеющий навыками общения, умеющий высказать свое мнение и действовать в коллективе;

Ø умеющий быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;

Ø выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

·        участие в предметных неделях, конкурсах, выставках, праздниках, концертах, соревнованиях, в общественно-полезной деятельности, в социально значимых акциях;

·        оформление и защита портфолио;

·        разработка проектов.

Для учета оценки планируемых результатов используются формы: опрос, наблюдение, диагностика, анкетирование учащихся и родителей.

Для оценки планируемых результатов освоения программы  можно использовать:

1.     Диагностический инструментарий, заложенный в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» / А. Г. Асмолов.   М. : Просвещение,  2008.

2.     Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, С. А. Козлова, О. В. Чиндилова. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.       Проверочные  работы. 1класс.  2 класс. 3-4 класс. М.: Баласс, 2011.

3.     Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс). Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Предлагаются вопросы для беседы, которые выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

4.     Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?». Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

5.     Методика «Закончи историю». Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».

6.     Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов) (по Р.Р.Калининой). Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

7.     Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

8.     Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам). Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней.

9.     Методика «Закончи предложение» (Н.Е. Богуславской). Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

10.                       Незаконченные предложения, или мое отношение к людям. (Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр 37). Выявляет: отношение к друзьям, отношение к семье, чувство вины, отношение к себе.

11.                       Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)

12.                        Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной). Диагностирует любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, к красоте, к себе.

13.                         Методики «Круг» и «Тропинка» (Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.). Методика изучает проявления сострадания в поведении детей и их причины.

14.                        Методика «Незаконченный рассказ» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995.). Изучает стремления дошкольников и младших школьников к проявлению гуманных отношений. Детям предлагается закончить несколько ситуаций.

15.                        Методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой.

16.                         Методики «Каков я?» и «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)

17.                       Методика «Подарок» (Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника. //Нач. шк. – 1994. – № 1. – С. 16.). Выясняет ценностные ориентации ребенка.

18.                        Комплекс методик: 1.Диагностика отношения к жизненным ценностям. 2.Диагностика нравственной самооценки. 3.Диагностика нравственной мотивации.

19.                        Проективная методика «Школа зверей» (С. Панченко). Выявление уровня адаптации каждого ребенка, возможных неврозов на начальной стадии развития, выяснения причин и способов коррекции.

В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимися начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, укрепление социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу, развитие нравственного самосознания и духовного мировосприятия и т. д.

3. Содержание тем курса.

Содержание тем курса определено основной задачей: во-первых, научить ребенка сначала различать добро и зло; во-вторых, чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков; в-третьих, указать на Сам Источник добра.

Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и практические занятия, которые в силу нежного возраста обучающихся не разбиваются, но используются в комплексном подходе для лучшего уяснения предмета школьниками.

I ступень – «Начала мудрости».

1 раздел: «Школа: я и мы» включает в себя формы работы, способствующие осознанию ребенком своего нового положения, как ученика и школьного товарища. Занятия формируют чувство единства у учащихся, способствуют формированию коммуникативных навыков, дружеских отношений в классе, развитию уверенности в себе и своих учебных возможностях, способствуя  повышению адаптации ребенка в школе и обществе. Используются различные игровые формы, упражнения на коммуникацию, рисование, беседа и т.д. В сказочной форме ребята постигают понятия верности и бескорыстия в дружбе, взаимовыручки,  взаимопомощи и самоотдачи. Научаются ценить и беречь добрые, мирные отношения с окружающими.  Этот раздел содержит 4 темы:

1.  Невидимая свеча союза «Хранителей добра».

2.  Путешествие в страну Добрых Знаний.

3.  Это великое слово – дружба!

4.  Хочу быть миротворцем!

2 раздел: «Труд во благо семьи и Отечества» воспитывает у учащихся умение видеть, ценить  народное искусство, уважительно относится к народным умельцам, укреплять и сохранять народные традиции своего родного края. Темы раздела также способствуют формированию у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин», «патриот». Формирует представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях. Расширяет представление детей о значении труда в жизни общества, способствовать формированию таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. Развивает познавательные способности учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; воспитывает уважение к людям труда и бережное отношения к результатам труда средствами ролевых игр, драматизации, рисования, прослушивания тематических историй, притч. Темы этого раздела:

5.  Россия — Родина моя!

6.  Секреты «Города мастеров».

7.  Азбука профессий.

8.  Святые русские воины: «Не в силе Бог, а в правде!»

9.  Счастье семьи.

3 раздел: «Красота и мудрость – праздник души» направлен на развитие в ребенке желания и умения творчески видеть, слышать, мыслить; способствует развитию образного восприятия, чувства красивого и возвышенного у ребенка, содействует развитию высших чувств: любви, благоговения, благодарности, восхищения. Средствами рисования, ролевых игр, драматизации, прослушивания музыкальных произведений, просмотров тематических роликов и презентаций воспитывается художественно-эстетический вкус, живой интерес к искусству, нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, постепенно происходит глубокое проникновение и понимание высокого предназначения и духовного смысла искусства и творческого восприятия мироздания. Такое воспитание сердца, способствует активному и гармоничному восприятию искусства, раскрытию творческого потенциала учащихся. Происходит гармоничное соединение эстетического, нравственного и духовного компонента в личности ребенка.

10.     Мир искусства.

11.     Радуга красоты в поэтическом слове.

12.     Музыка души.

13.     Поэзия архитектуры.

14.     Умозрение в красках.

15.     Рождественская звезда.

16.     По дорогам мудрости.

4 раздел: «Дух, душа, тело» знакомит детей с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте, о молитве как форме общения с Богом. У школьников воспитывается бережное отношение к собственному здоровью и понимание важности гармоничного развития всех трех составляющих человеческого существа: телесной организации, душевной и духовной. Это воспитывает душевную чуткость, открытость, умение любить и проявлять свою любовь. Происходит воспитание чувства целостности сопричастности к живому миру, чуткому и доброму отношению к животным, потребности ответственного поведения в окружающей среде, жизнерадостности и доверия. Используя методы сказкотерапии, способствует укреплению физического и психического здоровья ребенка, обогащая эмоциональный опыт детей и формируя возможности быстрого переключения от одного эмоционального состояния к другому. Специальными упражнениями развиваются наблюдательность, память, мышление, воображение, речь, творческий потенциал обучающихся. Развивается способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни; формируется умение делать самостоятельный нравственный выбор. Воспитывается правдивость, ответственность за слова и поступки. Темы этого раздела направлены содействовать развитию ценностной сферы личности ребенка; стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов; чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков. Этому способствуют беседы со школьниками, чтение и сочинение собственных сказок, инсценировки и специальные упражнения тренинга: упражнений на развитие воображения; актерские упражнения на развитие речи, пластики и т.д., театральные этюды, инсценировки; рисование; участие в школьных тематических мероприятиях; просмотр тематических мультфильмов. Также на данном этапе проводится исследование детского эгоцентризма и тревожности.

17.  Целебная сила даров Земли.

18.  Природа глазами души.

19.  Святые и животный мир.

20.  Мир твоей души.

21.  Сказки о самом главном: «Беседы с солнечным лучом».

22.  Сказки о самом главном: «В чем смысл жизни».

5 раздел: «Послушаем сердце» готовит ребенка к встрече с миром духовным, формирует и расширяет знания и представления детей об основных духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро/зло, послушание/непослушание, благодарность/равнодушие, бескорыстие/жадность, согласие/вражда, простота/хитрость, и т.д. Развивая способности к сорадованию, сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств, воспитывает уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним. Стимулирует у ребенка стремление прикоснуться и желание быть причастным высшим ценностям этого мира. Используются различные формы и методы: беседы, рисование, творческие игры и упражнения, чтение историй, сказок и притч, просмотр тематических мультфильмов, роликов. Гость на занятиях – представитель духовенства.

23.  День матери: «Я буду любить тебя вечно».

24.  Воспитание человечности.

25.  Тайна милосердия.

26.  Любовь и сострадание «Красота души».

27.  Чистота сердца.

28.  Жертвенное сердце.

6 раздел: «Всегда радуйтесь!» призван стимулировать лучшие душевные и творческие порывы ребенка, оптимистичное восприятие действительности, доверие мудрому мироустроению и стремление к пониманию подлинного назначения человеческой жизни. Для этого используются беседы; творческие задания, игры и упражнения; рисование; проектная деятельность; участие в школьных тематических мероприятиях; просмотр тематических видеоматериалов, встреча с представителем духовенства.

29.  Прикосновение небес «Пасха: цвета и звуки весны».

30.  Птица счастья.

31.  Святое детство.

32.  День Победы – величие народного подвига.

33.  Искусство вдохновенно жить.

В конце I ступени учащиеся отвечают на контрольные вопросы и получают красочные сертификаты «Магистр добролюбия» и поощрительные значки.

II ступень –«Ступени мудрости».

На второй ступени учащиеся более подробно и глубоко знакомятся с различными качествами души доброго человека. От занятия к занятию ребенок поднимается по 30 ступеням добродетелей (по «Лестнице добрых качеств»), постигая суть и глубину каждого понятия, чтобы в полноте восприятия восхититься его красотой, величием и, искренне возлюбив, принять в свое сердце. Ценность каждой добродетели раскрывается для нежной детской души постепенно и последовательно, поднимая ребенка по ступеням обретения полноты бытия.

На первом занятии дети выбирают одно из 30 качеств «Лестницы добрых качеств» и готовят самостоятельные творческие сообщения к одноименному занятию. Эти сообщения могут иметь различные творческие формы представления (рисунок, песня, стихотворение, танец, сказка или реальная история, происшедшая с ребенком и т.д.). У школьников постепенно формируется желание воспитать в себе подобные качества. Обучающиеся создают разнообразные проекты по выбранной теме, сочиняют сказки, иллюстрируют их и оформляют собственную книжку. Групповое сочинение историй, совместное рисование, упражнения на коммуникацию сплачивают детский коллектив, способствуя развитию у детей добрых качеств души. В конце курса проводится контрольная работа и награждение самого доброго и мудрого ученика. Темы II ступени:

1.     Лестница добрых качеств.

2.     Голос совести.

3.     Послушание.

4.     Миролюбие.

5.     Бережливость (прилежание).

6.     Уважение (почтительность).

7.     Благодарность.

8.     Щедрость.

9.     Бескорыстие.

10.                       Дружелюбие

11.                       Отзывчивость.

12.                       Единство.

13.                       Ответственность.

14.                       Терпение (воздержание).

15.                       Трудолюбие.

16.                       Правдолюбие (честь и достоинство).

17.                       Самоотверженность (храбрость).

18.                       Мудрость.

19.                       Нежность (заботливость).

20.                       Скромность.

21.                       Кротость.

22.                       Чуткость.

23.                       Сострадание.

24.                       Милосердие.

25.                       Великодушие (умение прощать).

26.                       Любовь к живому творению.

27.                       Любовь к прекрасному.

28.                       Любовь к Родине.

29.                       Жертвенность.

30.                       Вера.

31.                       Надежда.

32.                       Любовь.

33.                       Стремление к Свету Истины

34.                       Заключительное занятие «Моя любимая ступенька доброты».

 

Приглашенный священнику предоставляется календарно-тематическое планирование курса, и он может посещать любые занятия по своим возможностям. Это всегда приветствуется, так как замечено благотворное влияние представителя духовенства на усвоение детьми образовательной программы.

 

4.    Календарно-тематическое планирование

 «Начала мудрости»

(1 год обучения)

 

№ п/п

Тема

занятия

Цель, формы, методы,

содержание занятия

Кол.

часов

1 раздел: «Школа: я и мы»

4

1

Невидимая свеча союза «Хранителей добра»

Формирование чувства единства у учащихся. Знакомство с детьми в игровой форме. Введение в суть предмета: разговор о том, как стать искусным в доброделании: о воине, стоящем на посту хранения ума и сердца от нападений зла. Притча о мировых весах с чашами «Добра» и «Зла». Игра «Как поступишь ты». Создание союза «Хранители добра»: ритуал передачи друг другу невидимой свечи, символизирующей духовное возрастание в любви и единстве.  Свеча поставляется перед классной доской и невидимо освящает весь путь юных искателей Источника добра.

1

2

Путешествие в страну «Добрых Знаний»

Осознание первоклассниками позиции «Я - школьник», развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях, формирование мотивации к любознательности и дружеских отношений в классе. Начала школьного этикета. Игра «Любознательные друзья». Работа со сказкой-метафорой. Рисунок «Смешная клякса». Диагностика адаптации учащихся (методика «Школа зверей»). Рассказ «Почемучка». Творческое задание «Узнай новое».

1

3

Это великое слово – дружба!

Повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся. Формирование понятия верности и бескорыстия в дружбе, взаимовыручки и взаимопомощи, самоотдачи. Качества настоящего друга с примерами и комментариями. Сказка-диафильм «Ты всегда со мной!». Пляцковский М. «Урок дружбы». Игра «Верные друзья». Притча «Травинка и гвоздика». Упражнения на доверие и коммуникацию («Слепые», «Зеркало», «Мост дружбы»). Творческое задание «Рука дружбы» (обвести свою ладонь, написать на ней одно из наиболее понравившихся качеств настоящего друга и подарить другу).

1

4

Хочу быть миротворцем!

Развитие навыков миролюбивого общения, умения улаживать ссоры; воспитание терпения, доброжелательности и добросердечности, формирование понимания неповторимости другого человека. Упражнение-беседа о том, что объединяет всех разных людей «Связанные одной нитью» (дети нанизывают на одну нить разные по форме/цвету пуговицы). Игры-ситуации «Кто этот человек?», «Обидел – попроси прощения» или «Не поделили игрушку». Таджикская сказка «Листок и комочек». Мультфильм «Светлячок».

1

2 раздел: «Жизнь во благо семьи и Отечества»

5

5

Россия — Родина моя!

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия «гражданин». Воспитание чувства гордости за успехи Родины.  Беседа о государственной символике Российской Федерации. Мультфильм «Святой вмч.Георгий». Презентация «Историческая Русь». Раскраски по теме или рисунок «Вежливый человек». Сценка «Приветливые люди».

1

6

Секреты «Города мастеров»

Расширить представление детей о значении труда в жизни общества, способствовать формированию таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. Воспитание у учащихся духовной культуры, умение видеть, ценить  народное искусство, уважительно относится к народным умельцам, укреплять и сохранять народные традиции своего родного края. Китайская сказка «Когда земля становится золотом». Упражнения «Оживление предметов», «Имитация действий», пластический этюд «Пельмени». Презентация «Народные промыслы Липецкого края». Выставка народных промыслов. История Лопатина А. «Когда Бог трудится вместе с человеком».

1

7

Азбука профессий

Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; воспитание уважения к людям труда и бережного отношения к результатам труда. Презентация «Азбука профессий». Мини-рассказы о 99 профессиях (на выбор). Игровые этюды «Угадываем профессию». Творческое задание и раскраски разных профессий.

1

8

Величайшие защитники Руси: «Не в силе Бог, но в правде!»

Воспитание патриотического чувства, любви к Отечеству. Рассказ с презентацией о святых воинах земли Русской (св.прав.Илия Муромец, блг.кн. Александр Невский, витязи-монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, блг.кн. Димитрий Донской, прав.Феодор Ушаков, св.воин Евгений Родионов и др.). Раскраски.

1

9

Счастье семьи

Формирование представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях. Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей; воспитание уважительного отношения ко всем членам семьи. Пословицы о семье. Сказка Г.Андерсен «Талисман». Рассказ о Царской семье. Творческое задание «Солнце семьи». Игра «Благодарность».

1

3 раздел: «Красота и мудрость – праздник души»

7

10

Мир искусства

Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Формирование образного мышления, произвольного внимания, творческого воображения. Беседа «Смотри на картину, а не на раму». Упражнение «Внутренний мультфильм». Игра «Что будет, если…». Методика «Сочиняем праздник». Упражнения на развитие воображения, фантазии, находчивости «Пять точек», «Простые рисунки», «Правила хорошего тона», «Эврика!».

1

11

Радуга красоты в поэтическом слове

Способствовать развитию образного восприятия, чувства красивого и возвышенного. Введение в искусство придумывания историй. Работа над выразительным чтением стихотворений. Упражнения «Буриме», «Тре6нировка эмоционального состояния». Игра «Фантазии». Творческое задание «Рисуем настроение»

1

12

Музыка души

Воспитание сердца, способности активного и гармоничного восприятия искусства, раскрытие творческого потенциала учащихся. Рисование музыкальных картинок. Рассказ «Волшебная скрипочка» Лопатина А. Упражнение «Цвет эмоций». Горбачева И. «Откуда берется доброта». Мультфильм «Большая Козява и маленькая Козявка».

1

13

Поэзия архитектуры

Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству, храмовому зодчеству, иконописному творчеству. Презентация-рассказ о православных храмах, храмовой росписи и иконах. Упражнение «Скульптура». Сказка Лопатина А. «Храм Христа Спасителя» или «Сказочный храм». Раскраски «Православный храм».

1

14

Умозрение в красках

Формирование образного восприятия учащихся, воспитание чувства прекрасного. Знакомство с культурой изобразительного искусства и иконописи. Презентация «Православная икона». Истории по мотивам икон Андрея Рублева «Святая Троица» и «Свет Божий» А. Лопатина. Ряд методик, игр и упражнений на развитие воображения. Творческое задание «Автопортрет» (дети выполняют автопортрет на листочках любого дерева (дуб, береза, клен) и прикрепляют их на доску к ветвям дерева).

1

15

Рождественская Звезда

Пробудить внимание к духовной жизни. Знакомство с православным праздником; содействие развитию высших чувств: любви, благоговения, благодарности, восхищения. Мультфильм «Рождество». Творческое задание «Подарок младенцу Иисусу». Гость – священник.

1

16

По дорогам мудрости

Формирование и расширение знания и представления детей об основных духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость, благодарность-равнодушие и т.д. Беседа о здравомыслии и порядочности. Формула: Мудрость = Ум + Добро. Сказка «Как творить чудеса?» или «Алмаз». Творческое задание «Если человек правильный, то и мир будет правильный» или «Добрый путь».  Кинезиологические упражнения для активизации работы полушарий и развития внимания, самоконтроля и мелкой моторики.

1

4 раздел: «Дух, душа, тело»

6

17

Целебная сила даров Земли

Воспитание у детей бережного отношения к собственному здоровью. Презентация «Беседа о здоровом образе жизни». Сценка «Разговор цветов». Творческое задание «Мы садовники». Сказка «Даром ни одно доброе дело не пропадает А.Неелова или «О полезных овощах». Игра «Что растет в саду», «Садовник-лекарь», «Добрый дождик».

1

18

Природа глазами души

Воспитание чувства целостности сопричастности к живому миру, потребности ответственного поведения в окружающей среде. Презентация «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Игра «Мир природы». Сказка «Божественная красота» или «Майский жук». Упражнение «Лес». Рисунок «Пейзаж». Мультфильм по рассказу Платонова А. «Корова».

1

19

Святые и животный мир

Воспитание чуткости, доброты, ответственности, бережного отношения к животным, позитивного отношения к миру, жизнерадостности и доверия.  Презентация и рассказ о примерах послушания и преданности животных  святым людям (Адам, святой Герасим и лев, святой Еллий, медведи и преп.Сергий, преп.Серафим, новомч. митр.Кирилл, мч.Трифон, мчч.Флоре и Лавре, препп.Зосима и Савватий и др.). Упражнения «Гладим животное», «Найди свою пару». Раскраски по теме.

1

20

Мир твоей души

Беседа «Мир внутри тебя – красота души». Сказка «Цветок кактуса». Творческое задание «Чудо красоты» (каждый называет прекрасное качество души кактуса и дорисовывает его в виде цветка на доске к изображению большого Кактуса). Инсценировка «Встреча с чудесным кактусом».  Притча «Две молитвы». Игра «Колечко красоты».

1

21

Сказки о самом главном: «Беседы с солнечным лучом»

Развивать способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, и формировать умения делать самостоятельный нравственный выбор. Воспитание правдивости, ответственности за слова и поступки. Работа с детским эгоцентризмом и тревожностью. Беседа «Расти – значит изменяться». Упражнение «Воспитываем характер». Сказка «Беседы с солнечным лучом». Рисунок «Сон мышонка».

1

22

Сказки о самом главном: «Что на свете самое главное»

Стимулирование стремления к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни. Обогащение эмоционального опыта детей и формирования возможности быстрого переключения от одного эмоционального состояния к другому. Тренировка умений прощать и не обижаться. Упражнения на развитие наблюдательности, памяти, мышления, внимания, воображения, речи, творческого потенциала. Игра «Стул доброты». Сказка «Что на свете самое главное» или «Ежик и море».

1

5 раздел: «Послушаем сердце»

6

23

День матери: «Я буду любить тебя вечно»

Воспитание почтения, благодарности и любви к матери. Сказка о подвиге матери М.Скребцова «История о чайке». Упражнение «Нежность». Творческое задание «Сокровище материнского сердца». Поздравления и подарки мамам (стихи, рисунки, пожелания).

1

24

Воспитание человечности

Формирования понятия о вежливых словах и их применении, обогащение словарного запаса и образного строя речи учащихся. Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, воспитание любви и уважения к родителям. Слово-образ «Улыбка». Украинская легенда-быль «Две матери». Игра «Добрые слова». Рисунок «Подарок матери».  Мультфильм «Слепая лошадь» К.Ушинский.

1

25

Тайна милосердия

Развитие способности к сорадованию, сопереживанию, состраданию и проявлению этих чувств; воспитание уважения, милосердия и внимательного отношения к ближнему. Упражнения «Закон бумеранга», «Не судите». Сказка Ц.Топелиус «Три ржаных колоса». Игра «Кто спасется».

1

26

Любовь и сострадание «Красота души»

Воспитание душевной чуткости, открытости, внимания, умения любить и проявлять свою любовь. Упражнение «Слепые». Сказка А.Лопатина «Если в сердце живет Бог». Творческое задание «Красота души».

1

27

Чистота сердца

. Стимулировать стремление к пониманию нравственных и духовных значений и смыслов. Сказка «Заколдованный лес» Лопатина А. Беседа о посте и покаянии «Ни одной дурной мысли за всю жизнь, чтобы зло не посмело коснуться тебя!». Притча «Эхо». Игра «Что посеешь, то пожнешь».

1

28

Жертвенное сердце

Воспитание самопожертвования, как высшей формы проявления любви; профилактика эгоцентризма. Сказка «Облако и дюна». Игра «Что ты любишь/не любишь». Рисунок «Оазис». Презентация-беседа «Крестная жертва Иисуса Христа».

1

6 раздел: «Всегда радуйтесь!»

5

29

Прикосновение небес

«Пасха: цвета и звуки весны»

Познакомить детей с основными духовными и нравственными представлениями  Православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в  природе, о ее красоте, о молитве как форме общения с Богом. «Сказка о воробье и ромашке» Недоспасова Т. Раскраски «Воскресение Христово». Гость – священник. Выход детей со священником для занятия на школьный двор (как бы к месту погребения Господня).

1

30

Птица счастья

Содействовать развитию ценностной сферы личности ребенка. Стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, научить ребенка чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков. Беседа «Содержание определяет форму». История Лопатина А. «Небесный храм счастья»  или «Не торопитесь осуждать». Упражнение «Ассоциации». «Сказка про счастье».

1

31

Святое детство

Стимулировать раскрытие лучших душевных и духовных устремлений детей примерами из жизнеописаний святых. Презентация-рассказ «О детской святости». Раскраски по теме.  Отрывок из повести Л.Чарской «Молитва Варфоломея».

 

32

День Победы – величие народного подвига

Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны. Мультфильм «Легенда о старом маяке». Презентация «Величие народного подвига». Стихи. Песни. Раскраски по теме. Рассказы детей о своих родных, участниках ВОВ.

1

33

Искусство вдохновенно жить

 

Стимулировать лучшие душевные и творческие порывы ребенка и стремление к пониманию подлинного назначения человеческой жизни. Презентация «Жизнь – это ценность». История «Коробочка с поцелуями». Упражнения «Вверх по радуге», «Цели жизни». Сказка «Это любовь!» Тихонова М. Игра-драматизация «Червячок Игнатий и его друзья». Дети собирают общий букет из разных полевых цветов и трав (занятие на свежем воздухе).

1

Всего часов

 

33

 

 

 

 

 

 «Ступени мудрости – часть 1»

(2 год обучения)

 

№ п/п

Тема

занятия

Цель, методы,

содержание занятия

Кол

часов

1

Лестница добрых качеств души

Знакомство с духовно-нравственными понятиями и ценностями. Рисование Лестницы Доброты. Упражнение «Действия имеют последствия». Творческое задание «По ступеням мудрости». Домашнее задание на весь курс.

1

2

Голос совести

Знакомство с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром, воспитание доброжелательности, добросердечности и потребности жить по совести. Презентация-беседа о совести. Сказка «Голос совести». Игра «Как ты поступишь?» Тестирование.

1

3

Послушание

Формирование понимания важности ценностной категории «послушания» у детей; воспитание послушания и благодарности по отношению к родителям и педагогам. История «Маленькие Евы». Игра «Добрый дождик». Притча «Почему сорняки растут хорошо».  Сценка «Доброе сердце». Методика «Закончи предложение». Сказка «Осенняя сказка» Каралийчев.

1

4

Миролюбие

Развитие навыка миролюбивого общения, умения улаживать ссоры; формирование уважительного отношения к иному мнению и культуре других народов. История Лопатина А. «В Северном краю». Творческое задание: «Бумажный корабль». Притча «Поспорили». Игра «Уступи другому».

1

5

Бережливость (прилежание)

Воспитание бережного отношения к окружающему миру и предметам, которые служат человеку. Игра «Фея бережливости». Рассказ «Васин ранец». Сценка «О чем говорят вещи». Игра «Кто научит аккуратности». Рисунок «Поможем игрушке»

1

6

Уважение (почтительность)

Воспитание душевной чуткости, уважения, милосердия и внимательного отношения к людям и миру. Сказка народов Бирмы «Важно не только, что говорится, но и как говорится». Сценка «Приветливая речь». История «Добрая собака». Игра «Учимся уважать». Творческое задание «Молодые и старые».

1

7

Благодарность

Воспитание благодарности по отношению к родителям и педагогам, окружающему миру.  Игра «Благодарное сердце». Рассказ «Сладкий хлеб». Рисунок – образ слова «СПАСИБО». Творческое задание «Спасибо природе».

1

8

Щедрость

Воспитание ценностного отношения к понятиям «гостеприимства», «щедрости» в противопоставление к поступкам скупого/жадного человека. Беседа «Что ты спрятал – то пропало, что ты отдал – то твое». Притча «Сомнение». Игра «Щедрые подарки». Сказка «Щедрая бухточка» или «Про барашка по имени Облачко» Рогалева И. Рисунок «Жемчужина щедрости». Упражнение «Учимся делиться». Сценка «Щедрый хозяин».

1

9

Бескорыстие

Формирование у детей ценностного понятия о бескорыстном поступке и желания подражать человеку, который не ищет выгоды только для себя. Еврейская притча «Мелочь». Словенская сказка «Пастушок» или русская народная сказка «Награда и наказание». Игра «Добрые поступки». История «Осколки доброты». Творческое задание «Осколок доброты».

1

10

Дружелюбие

Формировать ценностное понятие об искренности, верности и преданности в дружбе и стремление дружелюбно относиться к любому человеку, несмотря на различия в культуре и т.п. Игры «Колечко дружелюбия» и «Школа дружбы». Притча «Три друга» или рассказ «Настоящий друг». Сказка «Хозяин леса». Рисунок «Дружелюбный зверь». Творческое задание «Сказочные друзья» и «Добрые чувства». Стихотворение «Глаза друга – лучшее зеркало».

1

11

Отзывчивость

Воспитание неравнодушного отношения к людям и окружающему миру. История «Билеты в цирк». Психологическая игра «Мир общения» Гиппенрейтер Ю.Б. Сказка «Ветерок». Сценка «Помогаем в беде». Рисунок «Подарки для жителей земли».

1

12

Единство

Воспитание единомыслия, единодушия, взаимопомощи; умения работать в команде, сотрудничать; доверять и уважать друг друга. Беседа «Я существую, потому что мы существуем»: история о детях африканского племени «Обонато». Игры «Дружные пальчики», «Строим вместе», «Полезное дело». Сказка «Лесные певцы» или «Коровы врозь – тигру радость». Фольклор индейцев «Властители леса». Сценка «Муравьи-помощники». Аппликация «Что мы построили». Упражнение-беседа «Связанные одной нитью». Рисунок «Наш сад». Упражнения на доверие и коммуникацию.

1

13

Ответственность

Стимулировать воодушевление примером ответственного поступка. Игра «Кто ответственный». Рассказ «Волшебная ресничка». Сценка «За что мы отвечаем». Сказка-инсценировка  «Что нужно орешку». Рисунок «За кого я отвечаю».

1

14

Терпение (воздержание)

Формирование волевых качеств ребенка, самовоспитания, готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Глава из сказочной повести В.Кротова «Волшебный возок» («Телевизорное королевство»).  Инсценировка песни из сказочной повести. Творческое задание «Свободный – зависимый».

1

15

Трудолюбие

Ценностное сравнение понятий мастерства (творческого, искусного отношения к делу) и формального труда «без души». Формирование желания трудиться вдохновенно. Притча «Две сохи». Игра «Трудимся с любовью». Сказка «Ласточка и воробей», «Завтра и сегодня». Сценка «Как построить гнездо». Рисунок «Строим домик». История «мастерство ювелира» Скребцова М. Творческое задание «Маленькое дело».

 

16

Правдолюбие (честь и достоинство)

Формирование желания жить честно и отвращаться лукавства и лицемерия. Притча «Цветок души». Игра «Сердечко честности». Сказка «Честный мальчик» или «Волшебное яблоко» или «Принцесса Сказка и король Правда»..  Рисунок «Солнышко правдивости». Творческое задание «Честные люди».

1

17

Самоотверженность (храбрость)

Способствовать формированию личностного свойства «самоотверженность». Игра «Колечко храбрости». Беседа «Примеры самоотверженности в сказках Андерсена». История «Мужество Сережи» или сказка «Храбрая лягушка». Творческое задание «Школа храбрости».

1

18

Мудрость

Формировать любовь к духовной мудрости. Научить методам реагирования на зависть, злость окружающих. Игра «Мудрый совет». Притчи «Нужно было вызвать его на бой», «О сребролюбце и завистливом». Сказка «Человеческая мудрость»  (о доверии Богу) или «Мальчик и злая медведица». Сценка «Поможем людям». Рисунок «Частица мудрости».

1

19

Нежность (заботливость)

Формирование непримиримого отношения к грубости, дерзости и эгоизму с предпочтением человека с душой нежной и заботливой. Притча «Спор ветра с солнцем». Игры «Подарки для мамы», «Нежное слово». Сказки «Нежное слово» или «Заколдованный лес». Рисунок «Нежность весеннего дня». Рассказ Сухомлинский В. «Почему голуби прилетели к Олегу». Диафильм «Дыхание» или «Спасенный голубь».

1

20

Скромность

Формирование ценностного отношения к скромному человеку и неприятие хвастовства и превозношения. Игра «Скромные звери». Сказка «Петя и Ромашка» или «Волшебная арфа». Творческое задание «Скромный человек». Рисунок «Украшение скромности».

1

21

Кротость

Обучение приемам усмирения гневного состояния, раздражительности, раскрытие красоты личностного свойства «кротость», формирование желание приобрести это редкое качество души. Игра «Кто самый кроткий». Сказка «Подарок голубя». Сценка «Кроткое слово». Рисунок «Подарки лесных жителей». Притча «Маленькая булочка» и «Цветок».

1

22

Чуткость

Формирование понятия внимательного отношения к личности другого человека, его потребностям и желаниям, а также творческого взгляда на искусство и окружающий мир. Игра «Созвучие». Упражнение «Ты». Сказка «Чуткое облако» или «Счастье». Сценка «Учимся чуткости». Сказка «Ветряная почта» Кротов В.Творческое задание «Нужное письмо» (дети изготавливают фигурные письма с добрым текстом). 

1

23

Сострадание

Развитие способности к сорадованию, сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств. Игра «Добрый лесник». История «Не поступайте так никогда»  или  «Моя хата скраю» или «Чудо маленькой слезинки» или «Волшебный цветок» Лопатина А. Рисунок «Помогаем людям». Методики «Круг» и «Тропинка».

1

24

Милосердие

Создание условий для раскрытия личностного качества «милосердие». Рассказ «Гришина милостыня» Засодимский П. или «Христос и сирота» Лопатина А. Игра «Солнышко милосердия». Сказка «Птичка». Сценка «Законы милосердия». Рисунок «Сердце милосердия». Стихи «Сердце живо милостью».

1

25

Великодушие (умение прощать)

Формирование у детей стремления поступать великодушно, прощать обидчику, любить в человеке «образ Божий», но при этом оставаться непримиримым к недобрым поступкам. Притча «Великодушная». Игра «Цветок примирения». Сказка «Тысячецвет». Творческие упражнения из серии «Не судите» («Радиус сознания», «Фрагмент картины», «Мир сквозь маленькое отверстие». Рассказ «Слепые мудрецы и слон» или «Теперь я понимаю».

1

26

Любовь к живому творению

Воспитание неравнодушного, бережного отношения к окружающему миру, заботливого отношения к растениям и животным. Игра «Наши питомцы». Рассказ «Золотая свобода». Сценка «Две птицы». Аппликация «Дом для птиц и зверей». Стихи «Бездомные звери». Творческое задание «Люди и звери».

1

27

Любовь к прекрасному

Формирование умения постижения, погружения в произведение искусства, образного восприятия, чувства красивого и возвышенного, воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; понимания духовного смысла искусства и творчества.  Игра «Чем мы прекрасны». Сказка «Где живет красота». Сценка «На чем мы поедем». Рисунок «Цветок души». Беседа «Красота Божественная и человеческая».

1

28

Любовь к Родине

Воспитание у детей любви, верности и уважения к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням. Игра «Думаем о Родине». Русская сказка «Про княгиню Ефросинью». Игра «Мудрая княгиня». Беседа о примерах героизма и патриотизма. Рисунок «Для любимой Родины».

1

29

Жертвенность

Воспитание самоотверженности, формирование понятия духовной жертвы. Игра «Жертвенное сердце». Рассказ «Подарок» Лопатина А. или «Воробей» Тургенев И. Сценка «Спасем друзей». Творческое задание «Палочка помощи». Беседа «Крест Христов».

1

30

Вера

Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь через прояснение вопросов веры. Игра «Во что мы верим». Русские пословицы  и поговорки о Боге и вере. Рассказ «Аленький цветок». Рисунок «Комната в сердце». Творческое задание «Добрый путь». Инсценировка отрывка «Вера маленького мальчика» (из собрания прот.Валентина Кречетова). Гость – священник.

1

31

Надежда

Формирование светлого мировосприятия, оптимистичного взгляда на различные события миропорядка. Игра «Надёжный друг». Притча «Царь и нищий». Житие свв. мчч. Веры, Надежды, Любови и мудрой матери их Софии. Рисунок-ассоциация «Святость».

1

32

Любовь

Воспитание ценностного отношения к любви, содействовать раскрытию духовного потенциала ребенка. Сказка «Король улиток» Ключарева Н. Иллюстрация сказки. Беседа о Боге. Восточная притча «Свет и темнота». Стихи «Почему распинают Свет» М. Скребцова. Тестирование.

1

33

Стремление к Свету Истины

 

Формирование внутреннего, духовного потенциала ребенка, способствовать встрече ребенка с самим собой, своим внутренним миром и Богом. Игра «Куда мы полетим». Сказка «Любовь и вера в Бога» тили «Поющая корова». Игра «Чудеса вокруг нас». Рисунок «Путешествие на крыльях». Сценка «Учимся летать». Игра «Светлые мысли и дела». Кто такие святые?

1

34

 Моя любимая ступенька доброты

Контрольная работа по добрым качествам. Сказка «Как появляются крылья». Тестирование (Методика «Подарок»). Эксперимент «Любовь глазами детей».  Награждение самого доброго и мудрого ученика.

1

Всего часов

 

34ч.

 

5.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы

 

Материально-технический фактор:

·     тематический реквизит;

·     карандаши, краски, кисти;

·     бумага формат А4;

·     крепежные устройства;

·     репродукции, фотографии, альбомы;

·     презентации, аудио-видеоматериалы;

·     компьютер, мультимедиа.

Учебно-методическое обеспечение:

1.     Библия в рассказах для детей священника П. Воздвиженского. Издательство Прометей, 1990.

2.     Бахметева А. Жития святых для детей. – М.: «Издательство Сретенского монастыря», 1997.

3.     Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1985.

4.     Выготский Л. Г. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

5.     Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. – Начальная школа, 1994, №3.

6.     Зеньковский Василий, прот. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002.

7.     Зеньковский Василий, прот. Психология детства. Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002.

8.     Казанский О.А. «Игры в самих себя» М: Роспедагентство, 1995.

9.     Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.

10.                       Кротов В. Волшебный возок. – М.: «Духовное возрождение», 2001.

11.                       Кротов В. Червячок Игнатий и его друзья. – М.: «Центр Нарния», 2010.

12.                       Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.

13.                       Кураев А.В. Основы православной культуры. – М., 2010.

14.                       Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких М.: ООО «Книжный Дом Локус», 2002.

15.                       Лопатина А., Скребцова М. Беседы и сказки о семье. – М.: Амрита-Русь, 2011. – 176 с.

16.                       Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. – М.: Амрита-Русь, 2011.

17.                       Лопатина А., Скребцова М. Сказки о самом главном. – М., 2012. – 96 с.

18.                       Лопатина А., Скребцова М. Христианство в притчах, легендах, рассказах и творчестве художников. – М.: Амрита, 2010. – 224 с.

19.                       Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1974.

20.                       Никитина А.Б. Театр, где играют дети. Москва, 2001 г.

21.                       Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч. 1. – М.: УП «Перспектива», 1999.

22.                       Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.

23.                       Сметанина, А.Ю. Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребенка. – Тверь, 2004.

24.                       Сметанина, А.Ю. Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства). –Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006.

25.                       Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-Пб.,2004г.

26.                       Чурилова Э. Г. Программа «Арт - фантазия». М., 2006.

27.                       Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва, 2003.

28.                       Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. – М.: «Православная педагогика», 2001.

29.                       Школа православного воспитания. Сборник. /Сост. Стрижев А. Н. – М.: Паломник, 1999.

30.                       Интернет ресурс: http://happy-school.ru/

31.                       Интернет ресурс: http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/

32.                       Интернет ресурс: https://azbyka.ru/deti/detyam-o-vere

33.                       Интернет ресурс: http://pocdk.ru/novosti/pravoslavnye-resursy-internet-dlya-detejj