Богородицкий храм

   

Программа духовно-нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования «Искусство добролюбия»

  

Автор:

Стеганцева В.В., психолог,

педагог дополнительного образования

 

Липецк – 2011

1. Вступление

Начальная школа — самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаи­модействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальная ступень образования вносит вклад в социаль­но-личностное развитие ребенка. В процессе обучения фор­мируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отноше­ниях, нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребенка. Оставаясь достаточно оптимистичес­кой и высокой, она становится все более объективной и са­мокритичной.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной сре­ды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способнос­ти осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др.

Духовно-нравственное воспитание в школе представляет собой усвоение и свободу выбора школьником духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведение. В полиэтнической среде содержание духовно-нравственного воспитания включает как основу духовного становления личности патриотизм и межнациональную толерантность.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Практическое значение педагогики по слову Ушинского заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния  и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребенка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

 

Информационная карта образовательной программы

«Искусство добролюбия»

для начальной школы

 

1

Полное название

ОП «Искусство добролюбия»

2

Автор программы

Психолог, педагог дополнительного образования

Стеганцева Виктория Вячеславовна

3

Дата создания

Август 2011

4

Характеристика программы

Авторская, специализированная, интегрированная

5

Направления деятельности

Духовно-нравственная, эстетическая, познавательная, социально-адаптивная, развивающая художественную одаренность, способствующая личностному самораскрытию

6

Сроки реализации

Рассчитана на 4 года обучения

7

Возраст обучающихся

Младшая возрастная категория (начальная школа 1-4 клл.)

8

Цель программы

Формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего

9

Краткое содержание программы

I ступень: «Начала мудрости»

II ступень: «Ступени мудрости 1часть»

III ступень: «Ступени мудрости 2 часть»

IV ступень: «Вершины мудрости»

10

Прогнозируемые результаты

Повышение уровня личностной зрелости, духовно-нравственного развития и эстетического восприятия школьников

11

Особая информация

Предполагается участие представителя духовенства в специальных занятиях, а также определенная работа с педагогическим коллективом и родителями по специальным темам

12

Перспективы развития

Участие в тематических мероприятиях

Совершенствование программы

 

 

 

 

 

 

2. Пояснительная записка

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Все это в реальной жизни скрыто от внимания ребенка, но средства театра позволяют использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения и восприятия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость,  честность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит  компенсация пока  еще  недостаточных  реальных  возможностей  ребенка   преодолевать жизненные трудности и конфликты.

 Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность,  сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто  связана  с  развитием  такой важной личностной черты, как оптимизм.

Человек по природе – творец. Но у детей, пришедших в первый класс, еще мал жизненный опыт, не развит личностный подход к искусству, поэтому необходимо увидеть способности каждого ученика – зародыш его эстетической позиции. Очень важно, чтобы ребенок мог изобразить, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность. Такое творческое начало впоследствии дает возможность достаточно глубоко постигать духовный и нравственный стержень человека и красоту окружающего мира. По мере проявления ребенком своей индивидуальности и осознания себя развивается способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой/неживой), явление, т.е. эмпатии.

Сочетание эстетического, нравственного и духовного компонента способствует гармоничному и целостному раскрытию личности ребенка. Развивая навыки художественной деятельности и эстетических потребностей учащихся, в то же время в сфере нравственной культуры мы предполагаем творческое применение полученных знаний в повседневной жизни. Задатки творческого восприятия детей характеризуются взаимосвязью нравственных и эстетических категорий. Духовный аспект, как основополагающий, необходим для полного, целостного самораскрытия личности ребенка.

Эстетическое воспитание многими авторами в истории и теории педагогики понималось как воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте. Творчество проявляется в создании моральных ценностей. Делать добро, накоплять его в ризнице духовных богатств есть одно из проявлений творческого начала в человеке. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные  нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Необходимо расширять эмоционально-чувственный опыт детей, создавая условия для развития способностей и преодоления трудностей, возникающих в процессе самовыражения при осуществлении творческой работы.  Это позволит ребенку познавать окружающий мир природы, науки, искусства всеми органами чувств, иметь личностное восприятие, суждение об изучаемом явлении, предмете, и на основе этого наиболее полно усваивать информацию о нем. Для личностного роста человека необходимо развитие возможности полноценно эстетически воспринимать, что предполагает способность мыслить, чувствуя.

Искусство концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству. Формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важных задач воспитательного процесса. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребенка убеждений и духовных потребностей, формируя при этом и его художественный вкус.

«Искусство добролюбия» система занятий практической направленности, расширяющих представления детей о добре, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе. В процессе обсуждения различ­ных жизненных ситуаций, игр, драматизации литературных произведений этического содержания и др. у младших школьников развиваются умения строить взаимоотношения с другими людьми, проявлять заботу, оказывать помощь, сочувствовать и сопереживать; осознанно подходить к анализу и оценке поступков и поведения.

Основная цель факультатива – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего.

Задачи воспитания:

·     содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;

·     стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;

·     стимулировать лучшие душевные и творческие порывы ребенка;

·     пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших чувств: любви, благоговения, благодарности, восхищения;

·     научить ребенка чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков;

·     знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром;

·     создать условия для пробуждения совести, когда начинает действовать любовь или ненависть, проявляется чувство чести и стыда и т.д.;

·     развивать способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, и формирования умения делать самостоятельный нравственный выбор;

·     выработать позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;

·     формировать и расширять знания и представления детей основных духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость и т.д.

·     научить ценить личные отношения, связывающие их с родителями, с членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим);

·     воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам;

·     развить способность к сорадованию, сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств;

·        воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним;

·        воспитывать доброжелательность и добросердечность, потребность жить по совести, стремление к доброте, правдивости, добродетельности;

·        содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослым и сверстниками;

·        развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры, воспитывать открытость, умение любить и проявлять свою любовь;

·        воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;

·        неравнодушное, бережное отношение к окружающему миру, заботливое отношение к растениям и животным;

·        сформировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов;

·        развивать навыки произвольного поведения: навыки внимания, терпения, усердия, усидчивости, аккуратности, организованности (нравственно-эмоционально-волевую сферу личности);

·        обогащать словарный запас и образный строй речи;

·        дать знания об умении  саморефлексии и самоанализа;

·        научить правилам этикета;

·        воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда;

·        способствовать развитию образного восприятия, чувства красивого и возвышенного, воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

·        способствовать формированию образного мышления, произвольного внимания, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.

Важно теоретические знания закреплять в навыке практической деятельности. В связи с этим предлагается данная программа. Характерным для нее является то, что в ней раскрываются культурно-познавательные, нравственные, эстетические ценности отечественной культурной традиции, создаются условия для открытия школьниками личностных смыслов.

В процессе занятий раскрываются доступные пониманию учащихся исконные общерусские художественно-культурные и духовно-нравственные ценности. Содержание программы выступает средством, стимулирующим потребности к выражению действенной заботы о ближнем, к самовыражению своих чувств, ценностей и мироощущения. Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодится заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни. Важно научить ребенка не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

·     смотреть, чтобы увидеть красоту;

·     слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

·     почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

·     говорить так, чтобы тебя услышали;

·     быть самим собой;

·     не причинять другому вреда своими чувствами или своей любовью;

·     трудиться творчески;

·     творить вдохновенно.

Методы по освоению курса подбираются также в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Свойственные им эмоциональная отзывчивость, любознательность, потребность к подражанию, превращению, преображению и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают начальную школу тем важным звеном, в котором возможно наиболее успешно реализовать поставленные задачи, осуществляя нравственное воспитание ребенка.

Содержание занятий включает в себя: игра, импровизация, упражнения на развитие наблюдательности, воображения, внимания, памяти, мышления, речи, выразительности жеста, выразительной мимики, детской пластики, упражнения для социально-эмоционального развития детей, психологический тренинг (сказкотерапия), сочинение сказок, придумывание историй, беседа (основанная на личном опыте детей о прочитанном, просмотренном, прослушанном), театральные этюды, инсценировка, рисование, …

Также необходимо обратить внимание на то, что дети начальной школы интенсивно могут учиться в течение 5-7 минут. После этого обязательно должна следовать пауза, физминутка. Это могут быть дыхательные упражнения, пение определенных звуков, которые активизируют работу мозга, улучшают его кровообращение; артикуляционная гимнастика; гимнастика для глаз; упражнения корректирующие осанку и снимающие мышечную усталость; массаж биологически активных точек, поглаживания.

В целях комплексного подхода, программа «Искусство добролюбия» предполагает участие представителя духовенства в специальных занятиях, а также определенную работу с педагогическим коллективом и родителями по темам:

1.     Традиции православной духовности – основа полноценного образования российских школьников.

2.     Об ответственности родителей за воспитание детей.

3.     Незаменимая роль отца в семейном воспитании.

4.     О традиционной роли женщины в обществе как хранительницы домашнего очага и чистой нравственности и т.д.

Священное Писание указывает основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «если юноша избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», т.е. если человек еще с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. Эту мысль выражает и народная мудрость: «Каков в колыбельке, таков и в могилку», «Чему тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость уже не оставляет».

В рамках программы предполагается привлечение святоотеческой традиции в систему воспитания. По своей сути святоотеческое наследие является целостным учением, содержащим знание о человеке и его душе, о его наличном и долженствующим быть состоянии. Это учение представляет собой «уникальную энциклопедию» тончайших состояний человеческой души, их взаимодействия и взаимовлияния, их генезиса и объективации в поведении человека. В святоотеческой литературе дается типология добродетелей и страстей. В совокупности содержащихся в нем идей – является универсальным методологическим ключом к осмыслению и решению важных педагогических проблем и, прежде всего, проблем духовно-нравственного воспитания.

Можно выделить следующие черты святоотеческой литературы, имеющие значение для духовно-нравственного воспитания:

·        нацелена на формирование внутреннего человека, ядра личности;

·        рассчитана на любой возраст – физический и духовный;

·        основана на личном духовном опыте, поэтому может быть использована в индивидуальной работе с учащимися;

·        основана на абсолютных истинах, говорит об абсолютных истинах, не подвержена идеологическим колебаниям;

·        обращена к целостному человеку – его разуму, воле, чувствам, к его уму, сердцу, душе.

В педагогическом плане представляет собой «пошаговую методику» самоуглубления и самопознания – определение негативных сторон собственной личности и указание на то, как с этим бороться. Показывает разнообразные пути и нормы духовной жизни. Учит строить диалог с самим собой, другими людьми, миром в целом на основе христианских ценностей, наполнять свой внутренний мир новыми смыслами, избирать высокие, сверхличностные жизненные цели. Возрождает традицию педагогического диалога, основанного на глубинном, внутреннем взаимовосприятии личности учителя и ученика на основе общих ценностей, идеалов, смыслов, авторитетов.

Особо необходимо обратить внимание на развивающееся в настоящее время направление агиологии как спасительного опыта, значимого и востребованного именно сегодня. Такие проблемы как преступность, беспризорность, бродяжничество, алкоголизм, наркомания и другие тяжелые явления современной действительности, не в последнюю очередь вызваны утратой ценностных нравственных и духовных начал в школьной системе образования, отсутствием формирования нравственного идеала у подростков, недостатком у детей и молодежи положительных примеров для подражания.

Многие негативные явления в нашем обществе связаны, в частности, с отсутствием позитивных примеров для подражания. В то же время известно, что агиографическая (житийная) литература на протяжении веков была излюбленным домашним чтением наших предков, во многом сформировавшим особый тип русской ментальности: качества совестливости, милосердия, любви. Живые примеры жизни святых: их стойкости, верности, самоотверженности, столь необходимые сегодня в развитии и воспитании, способны вызвать горячий эмоциональный отклик и желание задуматься над своей жизнью, может быть, подражать им.

Родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

Место предмета в учебном плане.

Факультатив «Искусство добролюбия» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности и рассчитан на 4 года (курс для начальной школы). Расписание занятий строится из расчета одно  занятиe в неделю. В 1 классе каждое  занятие длится 35 минут. Общее количество часов – 33 часа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий. Во 2-4х классах длительность занятий устанавливается в стандартном режиме (45 мин.)

 

3. Планируемые результаты

Мы хотим видеть нашего воспитанника высокообразованным, творчески развитым человеком и хотим воспитать в нем:

·     Стремление и навык помогать дома родителям, в школе учителям, воспитателям, товарищам в самых обычных обстоятельствах и обыденных заботах. Не научившийся помогать дома и в школе - не будет стремиться помогать людям везде и вообще не узнает радости помогать и служить людям.

·     Послушание, то есть умение подчиняться, потому что в социуме все держится на подчинении и соподчинении. Умение подчиняться родителям, воспитателям, преподавателям научит и во взрослой жизни подчиняться начальствующим лицам. Неумение подчиняться более всего вредит любому общему делу. Добродетель же послушания более всего помогает раскрытию творческих способностей человека.

·     Сострадание к больным, страдающим и нуждающимся людям. Таких людей вокруг нас очень много. Даже небольшая, но постоянная забота о нуждающихся в помощи будет помогать правильному формированию личности. Без сострадания воспитывается ущербная личность.

·     Личную ответственность за свои слова, поступки и мысли, за истраченное время, за свою семью, за школу, за свой класс, даже за свою парту, за все окружающее. Ответственность научит не разрушать, но сохранять и украшать. Составные экологического воспитания: забота об окружающей природе, о культурно-историческом наследии, о духовных ценностях («экология духа», по выражению Д. С. Лихачева). Грех всегда разрушает (личность, семью, сообщество, государство). Ответственность - сохраняет.

·     Умение просить прощения и прощать. Это один из важнейших навыков жизни в социуме. Неумение просить прощения показывает отсутствие критического отношения к себе, а без этого не может быть правильного отношения к другим людям. Тот, кто не прощает - носит вред в себе самом, непримиримость же страшно мешает жить, учиться и работать с другими людьми.

·     Благодарность Неблагодарность искажает жизнь, препятствует установлению правильных отношений с окружающими. Благодарность необходима прежде всего самому благодарящему, она же характеризует его верность. Чаще всего худые изменения в жизни начинаются с нашей неблагодарности.

·     Благожелательность ко всем людям. В мире и даже вокруг нас живут, учатся, работают очень разные люди. В некоторых мы не умеем видеть наших братьев и сестер. Осуждать других легко, но не безвредно, потому что только Господь в совершенстве знает меру ответственности другого человека. Не смеяться над другими, не осуждать людей - значит избежать неразумного отношения к другим людям. Нетерпимость к людям может стать искрой для вражды. Лучше помогать и сострадать. Осуждение и злословие других чаще всего обнаруживает недостаток добра в нас самих.

Воспитание этих качеств поможет сформировать активную жизненную позицию человека.

В результате освоения программы «Искусство добролюбия» дети получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу обучения нашим ожиданиям должен предстать ребенок:

Ø любознательный, наблюдательный, интересующийся, активно познающий мир;

Ø владеющий основами умения учиться;

Ø воспитанный интеллектуально и художественно-эстетически;

Ø имеющий навыки концентрации внимания и координации движений;

Ø умеющий импровизировать на заданную тему;

Ø умеющий выразительно читать текст;

Ø умеющий действовать в вымышленных обстоятельствах, анализировать литературное произведение с точки зрения средств выразительности;

Ø имеющий культурные ценностные ориентиры;

Ø любящий родной край и свою страну;

Ø уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Ø умеющий правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;

Ø готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

Ø доброжелательный, отзывчивый, самоотверженный, заботливый, умеющий слушать и слышать партнера, сочувствовать и сопереживать;

Ø правдивый, ответственный, уверенный, имеющий чувство собственного достоинства;

Ø владеющий навыками общения, умеющий высказать свое мнение и действовать в коллективе;

Ø умеющий быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке;

Ø выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 

4. Система оценки достижений планируемых результатов

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

 

1.     Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс). Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность. Предлагаются вопросы для беседы, которые выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

2.     Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?». Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

3.     Методика «Закончи историю». Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?».

4.     Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1-2 классов) (по Р.Р.Калининой). Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

5.     Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

6.     Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам). Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней.

7.     Методика «Закончи предложение» (Н.Е. Богуславской). Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

8.     Незаконченные предложения, или мое отношение к людям. (Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр 37). Выявляет: отношение к друзьям, отношение к семье, чувство вины, отношение к себе.

9.     Анкета-опросник «Настоящий друг» (Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)

10.                        Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустиной). Диагностирует любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе, к красоте, к себе.

11.                         Методики «Круг» и «Тропинка» (Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.). Методика изучает проявления сострадания в поведении детей и их причины.

12.                        Методика «Незаконченный рассказ» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995.). Изучает стремления дошкольников и младших школьников к проявлению гуманных отношений. Детям предлагается закончить несколько ситуаций.

13.                        Методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой.

14.                         Методики «Каков я?» и «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)

15.                       Методика «Подарок» (Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника. //Нач. шк. – 1994. – № 1. – С. 16.). Выясняет ценностные ориентации ребенка.

16.                        Комплекс методик: 1.Диагностика отношения к жизненным ценностям. 2.Диагностика нравственной самооценки. 3.Диагностика нравственной мотивации.

17.                        Проективная методика «Школа зверей» (С. Панченко). Выявление уровня адаптации каждого ребенка, возможных неврозов на начальной стадии развития, выяснения причин и способов коррекции.

 

5.                                 Календарно-тематическое планирование

 

 «Начала мудрости»

(1 год обучения)

 

№ п/п

Тема

занятия

Цель, методы,

содержание занятия

Кол

часов

Сроки

(неделя/месяц)

1

Будем знакомы!

Знакомство с детьми в игровой форме. Введение в суть предмета: разговор о добре «Содержание определяет форму». Создание союза «Хранители добра». Формирование чувства единства у учащихся. Начала школьного этикета

1

1 неделя

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

 

2

Путешествие в страну Знаний.

Осознание первоклассниками позиции «Я - школьник», формирование дружеских отношений в классе развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. Работа со сказкой-метафорой. Диагностика адаптации учащихся (методика «Школа зверей).

1

2 неделя

 

3

Это великое слово – дружба!

Повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся. Понятия верности и бескорыстия в дружбе. Взаимовыручки и взаимопомощи, самоотдачи. Беседа. Сказка «Ты всегда со мной!». Пословицы и поговорки. Упражнения на коммуникацию.

1

3 неделя

 

4

Плохо одному

Развитие навыков миролюбивого общения, умения улаживать ссоры; воспитание доброжелательности и добросердечности, формирование понимания неповторимости другого человека. Упражнение-беседа «Связанные одной нитью». Игровой тренинг «Кто этот человек?». Сказка «О дружбе и ее потере».

1

1 неделя

ОКТЯБРЬ

 

5

Россия, Россия — края дорогие

Воспитание у учащихся духовной культуры, умение видеть, ценить  народное искусство, уважительно относится к народным умельцам, укреплять и сохранять народные традиции своего родного края. Выставка народных промыслов. Занятие-экскурсия. Стихи о Родине.

1

2 неделя

 

6

Доброе слово – что ясный день!

Формирования понятия о вежливых словах и их применении, обогащение словарного запаса и образного строя речи учащихся. Пословицы и поговорки. Притча «Для чего говорят «спасибо». Презентация «Ласковое слово – что солнышко!». Игра «Алфавит». Слово-образ «Улыбка».

1

3 неделя

 

7

Тайна милосердия

Развитие способности к сорадованию, сопереживанию, состраданию и адекватному проявлению этих чувств; воспитание уважения, милосердия и внимательного отношения к ближним. Беседа о злорадстве. Упражнения «Закон бумеранга», «Не судите». Сказки, притчи. Игра «Кто спасется».

1

4 неделя

 

8

Своей семье

я говорю «спасибо»

Воспитание в детях уважительного отношения ко всем членам семьи; формирование представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях. Пословицы о семье, игры-шутки, кроссворды. Сказка-обманка. Притча. Игра «Благодарность».

1

1 неделя

НОЯБРЬ

 

9

Труд красит человека «Путешествие в город Лентяйск»

Расширить представление детей о значении труда в жизни общества, способствовать формированию таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, развитию у детей привычки к занятиям, полезной деятельности, непраздному проведению времени. Упражнения «Оживление предметов, «Имитация действий», пластический этюд «Пельмени».

1

2 неделя

 

10

Азбука профессий

Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий; воспитание уважения к людям труда и бережного отношения к результатам труда. Презентация. Беседа. Игровые этюды «Угадываем профессию».

1

3 неделя

 

11

Радуга красоты в поэтическом слове

Способствовать развитию образного восприятия, чувства красивого и возвышенного. Поэтическое занятие. Работа над выразительным чтением стихотворений. Упражнение «Буриме». Рисуем настроение.

1

4 неделя

 

12

По дорогам мудрости

Формирование и расширение знания и представления детей об основных духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро–зло, послушание–непослушание, согласие–вражда, трудолюбие–лень, бескорыстие–жадность, простота–хитрость, благодарность-равнодушие и т.д. Беседа о здравомыслии и порядочности. Притча «Банка полна!». Сказка «Алмаз». Игра «Благодарность». Упражнение «Мемуары». 

1

1 неделя

ДЕКАБРЬ

 

13

Эти удивительные животные

Воспитание чуткости, доброты, бережного отношения к животному миру. Презентации. Сказки. Упражнения «Гладим животное», «Найди свою пару».

1

2 неделя

 

14

Сохраним родную природу

Воспитание чувства целостности сопричастности к живому миру, потребности ответственного поведения в окружающей среде. Презентация «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Выразительное чтение стихов о природе. Упражнение «Лес».

1

3 неделя

 

15

Новогодняя сказка

Праздничное занятие. Воспитание позитивного отношения к миру, жизнерадостности и доверия. Сказочная инсценировка. Стихи о зиме. Игра «Зимние потешки».

1

4 неделя

 

16

Рождественская Звезда

Праздничное занятие. Знакомство с православным праздником; содействие развитию высших чувств: любви, благоговения, благодарности, восхищения. Гость – священник.

1

1 неделя

ЯНВАРЬ

 

17

Сказкотерапия: «Сказки – волшебство, чудо и правда»

Обогащения эмоционального опыта детей и формирования возможности быстрого переключения от одного эмоционального состояния к другому. Сказка «Ежик и море». Развиватие наблюдательности, памяти, мышления, воображения, речи, творческого потенциала. Инсценировка сказки «Теремок». Введение в искусство придумывания историй.

1

2 неделя

 

18

Сказкотерапия: «Сказка – ложь, да в ней намек»

Развивать способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, и формирования умения делать самостоятельный нравственный выбор. Воспитание правдивости, ответственности за слова и поступки. Работа с детским эгоцентризмом и тревожностью. Беседа «Расти – значит изменяться». Упражнение «Воспитываем характер».

1

3 неделя

 

19

Путешествие в страну Витаминия «В здоровом теле – здоровый дух»

Воспитание у детей бережного отношения к собственному здоровью. Пословицы и поговорки. Презентация. Беседа о здоровом образе жизни. Инсценировка сказки «Репка»…

1

4 неделя

 

20

В стране Фантазии

Формирование образного мышления, произвольного внимания, творческого воображения. Упражнение «Внутренний мультфильм». Игра «Что будет, если…». Беседа о праздновании Масленицы. Методика «Сочиняем праздник».

1

1 неделя

ФЕВРАЛЬ

 

21

Птица счастья «Хочешь быть счастливым – будь им!»

Содействовать развитию ценностной сферы личности ребенка. Стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов; научить ребенка чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков. Упражнение «Ассоциации». «Сказка про счастье». Презентация. Беседа о детской святости.

1

2 неделя

 

22

«Наша Родина –  Россия»

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия «гражданин». Беседа о государственной символике Российской Федерации и о Дне Российской Армии. Историческая Русь. Презентация.

1

3 неделя

 

23

Мир искусства

Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Упражнения на развитие воображения, фантазии, находчивости «Пять точек», «Простые рисунки», «Правила хорошего тона», «Эврика!».

1

4 неделя

 

24

День матери: «Я буду любить тебя вечно»

Воспитание почтения, благодарности и любви к матери. Чтение сказки «Мама». Упражнение «Нежность». Поздравления и подарки мамам (стихи, рисунки, пожелания).

1

1 неделя

МАРТ

 

25

Музыка души «Послушаем сердце»

Воспитание сердца, способности активного и гармоничного восприятия искусства, раскрытие творческого потенциала учащихся. Рисование музыкальных картинок. Упражнение «Цвет эмоций». Сказка «Голос сердца».  Стихотворение «Совесть».

1

2 неделя

 

26

Поэзия архитектуры

Способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству. Храмовое зодчество. Упражнение «Скульптура».

1

3 неделя

 

27

Любовь и сострадание «Красота души»

Воспитание душевной чуткости, открытости, умения любить и проявлять свою любовь. Беседа «Смотри на картину, а не на раму», презентация. Сказка «Цветок кактуса». Упражнение «Слепые».

1

4 неделя

 

28

Прикосновение небес

«Пасха: цвета и звуки весны»

Познакомить детей с основными духовными и нравственными представлениями  Православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в  природе, о ее красоте, о молитве как форме общения с Богом. Гость – священник.

1

1 неделя

АПРЕЛЬ

 

29

Покорители космоса

Воспитание чувства гордости за успехи Родины.  Беседа о космонавтике. Презентация. Игра «Путешествие к звездам».

1

2 неделя

 

30

Волшебство театра

Создать условия реализации творческих способностей. Актерские упражнения на развитие речи, пластики и т.д., театральные этюды. Инсценировка сказки «Гуси-лебеди». Гость – актриса театра драмы.

1

3 неделя

 

31

Умозрение в красках

Формирование образного восприятия учащихся, воспитание чувства прекрасного. Знакомство с культурой изобразительного искусства и иконописи. Презентация. Ряд методик, игр и упражнений на развитие воображения.

1

4 неделя

 

32

День Победы – величие народного подвига

Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны. Беседа о зависти и жадности. Презентация. Стихи. Песни.

1

1 неделя

МАЙ

 

33

Искусство вдохновенно жить

«Всегда радуйтесь!»

Стимулировать лучшие душевные и творческие порывы ребенка и стремление к пониманию подлинного назначения человеческой жизни. О сорадовании. Презентация «Жизнь – это ценность». Упражнение «Цели жизни». Занятие-диалог «Расстрепанный воробей». Игра-драматизация «Муха-цокотуха».

1

2 неделя

 

 

«Ступени мудрости – часть 1»

(2 год обучения)

 

№ п/п

Тема

занятия

Цель, методы,

содержание занятия

Кол

часов

Сроки

(неделя/месяц)

1

Лестница добрых качеств

Вводное занятие. Встреча в игровой форме, поздравления с началом учебного года. Рисование Лестницы Доброты. Тестирование.

1

1 неделя

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

 

2

Добросердечие

Игра «Добрый дождик». Сказка «Ежиха-портниха».  Сценка «Доброе сердце». Методика «Закончи предложение». Творческое задание «Сердце-цветок»

1

2 неделя

 

3

Любознательность

Игра «Любознательные друзья». Рассказ «Почемучка». Рисунок «Смешная клякса». Творческое задание «Узнай новое».

1

3 неделя

 

4

Бережливость

Игра «Фея бережливости». Рассказ «Васин ранец». Сценка «О чем говорят вещи». Игра «Кто научит аккуратности». Рисунок «Поможем игрушке»

1

1 неделя

ОКТЯБРЬ

 

5

Храбрость

Игра «Колечко храбрости». Сказка «Храбрая лягушка». Рисунок «Храбрые путешественники». Творческое задание «Школа храбрости»

1

2 неделя

 

6

Кротость

Игра «Кто самый кроткий». Сказка «Подарок голубя». Сценка «Кроткое слово». Рисунок «Подарки лесных жителей».

1

3 неделя

 

7

Милосердие

Игра «Солнышко милосердия». Сказка «Птичка». Сценка «Законы милосердия». Рисунок «Сердце милосердия». Стихи «Сердце живо милостью».

1

4 неделя

 

8

Ответственность

Игра «Кто ответственный». Рассказ «Волшебная ресничка». Сценка «За что мы отвечаем». Стихи «Я за всех в ответе». Рисунок «За кого я отвечаю».

1

1 неделя

НОЯБРЬ

 

9

Трудолюбие

Игра «Трудимся с любовью». Сказка «Ласточка и воробей», «Завтра и сегодня». Сценка «Как построить гнездо». Рисунок «Строим домик». Творческое залание «Маленькое дело».

1

2 неделя

 

10

Скромность

Игра «Скромные звери». Сказка «Волшебная арфа». Творческое задание «Скромный человек». Стихи. Рисунок «Украшение скромности».

1

3 неделя

 

11

Уважение

Игра «Учимся уважать». Сказка «Добрая собака». Рисунок «Достойные поступки». Творческое задание «Молодые и старые».

1

4 неделя

 

12

Чуткость

Сказка «Чуткое облако». Сценка «Учимся чуткости». Рисунок «Чуткие мамины руки». Творческое задание «Чуткое сердечко». 

1

1 неделя

ДЕКАБРЬ

 

13

Умение прощать

Игра «Цветок примирения». Сказка «Тысячецвет». Рисунок «Когда земля прощает нас». Сценка «Учимся прощать». Стихи.

1

2 неделя

 

14

Умение сотрудничать

Игры «Строим дом», «Полезное дело». Сказка «Лесные певцы». Рисунок «Наш сад».

1

3 неделя

 

15

Гостеприимство

Праздничное Рождественское занятие. Игры «Гостеприимные цветы», «Гостеприимный теремок». Сказка «Как ежик стал гостеприимным». Рисунок «Угощение для гостей». Гость – священник.

1

4 неделя

 

16

Сострадание

Игра «Добрый лесник». Рассказ «Моя хата скраю». Рисунок «Помогаем людям». Методики «Круг» и «Тропинка»

1

2 неделя

ЯНВАРЬ

 

17

Щедрость

Игра «Щедрые подарки». Сказка «Щедрая бухточка». Стихи. Рисунок «Жемчужина щедрости». Упражнение «Учимся делиться». Сценка «Щедрый хозяин».

1

3 неделя

 

18

Благодарность

Игра «Благодарное сердце». Рассказ «Сладкий хлеб». Рисунок – образ слова «СПАСИБО».Творческое задание «Спасибо природе».

1

4 неделя

 

19

Дружелюбие

Игры «Колечко дружелюбия» и «Школа дружбы». Рассказ «Настоящий друг». Сказка «Хозяин леса». Стихи. Рисунок №Дружелюбный зверь». Творческое задание «Сказочные друзья» и «Добрые чувства».

1

1 неделя

ФЕВРАЛЬ

 

20

Единство

Игры «Дружные пальчики», «Строим вместе». Сказка «Коровы врозь – тигру радость». Фольклор индейцев «Властители леса». Сценка «Муравьи-помощники». Аппликация «Что мы построили». Стихи «Не буду ссориться».

1

2 неделя

 

21

Стремление к совершенству

Игра «Куда мы полетим». Сказка «Поющая корова». Игра «Чудеса вокруг нас». Рисунок «Путешествие на крыльях». Сценка «Учимся летать». Игра «Светлые мысли и дела». Кто такие святые?

1

3 неделя

 

22

Мудрость

Игра «Мудрый совет». Сказка «Мальчик и злая медведица». Сценка «Поможем людям». Стихи. Рисунок «Частица мудрости».

1

4 неделя

 

23

Нежность

Моя прекрасная мама. Стихи. Игры «Подарки для мамы», «Нежное слово». Сказки «Нежное слово» и «Заколдованный лес». Рисунок «Нежность весеннего дня».

1

1 неделя

МАРТ

 

24

Заботливость

Воспитание сердца, способности активного и гармоничного восприятия искусства, раскрытие творческого потенциала учащихся. Рисование музыкальных картинок. Упражнение «Цвет эмоций». Сказка «Голос сердца».  Стихотворение «Совесть».

1

2 неделя

 

25

Правдивость

Игра «Сердечко честности». Сказка «Честный мальчик».  Рисунок «Солнышко правдивости». Творческое задание «Честные люди».

1

3 неделя

 

26

Отзывчивость

Игра «Отзывчивый колобок». Сказка «Ветерок». Сценка «Помогаем в беде». Рисунок «Подарки для жителей земли».

1

4 неделя

 

27

Жертвенность

Игра «Жертвенное сердце». Рассказ «Подарок». Сценка «Спасем друзей». Творческое задание «Палочка помощи».

1

1 неделя

АПРЕЛЬ

 

28

Вера

Игра «Во что мы верим». Рассказ «Аленький цветочек». Рисунок «Комната в сердце». Творческое задание «Добрый путь». Гость – священник.

1

2 неделя

 

29

Надежда

Игра «Надёжный друг». Песня. Стихи. Житие свв. мчч. Веры, Надежды, Любови и мудрой матери их Софии. Рисунок-ассоциация «Святость».

1

3 неделя

 

30

Любовь

Сказка и игра «Фея любви». Стихи. Сценка «Звезды любви». Рисунок «Дом для феи любви»

1

4 неделя

 

31

Любовь к Родине

Игра «Думаем о Родине». Русская сказка «Про княгиню Ефросинью». Игра «Мудрая княгиня». Стихи о ВОВ. Рисунок «Для любимой Родины».

1

1 неделя

МАЙ

 

32

Любовь к животным

Игра «Наши питомцы». Рассказ «Золотая свобода». Сценка «Две птицы». Аппликация «Дом для птиц и зверей». Стихи «Бездомные звери». Творческое задание «Люди и звери».

1

2 неделя

 

33

Любовь к прекрасному

Игра «Чем мы прекрасны». Сказка «Где живет красота». Сценка «На чем мы поедем». Рисунок «Цветок души».

1

3

неделя

 

34

Заключительное занятие «Моя любимая ступенька доброты»

Контрольная работа. Тестирование (Методика «Подарок»). Высказывания и пожелания детей друг другу.

1

4 неделя

 

 

 

 

Используемая литература

 

1.     Библия для детей. Издательство Белорусский Экзархат.

2.     Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1985.

3.     Выготский Л. Г. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

4.     Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. – Начальная школа, 1994, №3.

5.     Зеньковский Василий, прот. Педагогика. Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002.

6.     Зеньковский Василий, прот. Психология детства. Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002.

7.     Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.

8.     Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.

9.     Кураев А.В. Основы православной культуры. – М., 2010.

10.                       Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. – М.: Амрита-Русь, 2011.

11.                       Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1974.

12.                       Никитина А.Б. Театр, где играют дети. Москва, 2001 г.

13.                       Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч. 1. – М.: УП «Перспектива», 1999.

14.                       Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.

15.                       Сметанина, А.Ю. Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребенка. – Тверь, 2004.

16.                       Сметанина, А.Ю. Формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства). –Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006.

17.                       Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-Пб.,2004г.

18.                       Чурилова Э. Г. Программа «Арт - фантазия». М., 2006.

19.                       Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва, 2003.

20.                       Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. – М.: «Православная педагогика», 2001.

21.                       Школа православного воспитания. Сборник. /Сост. Стрижев А. Н. – М.: Паломник, 1999.

22.                       Этика: учебная программа / Курск. гос. ун-т Курск, 2010.

23.                       Интернет ресурс: http://happy-school.ru/

24.                       Интернет ресурс: http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/