Богородицкий храм

   

Некоммерческое образовательное учреждение

Православная гимназия им. прп. Амвросия Оптинского

Липецкой и Елецкой Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

 

 

 

ЗАКОН

БОЖИЙ

 

(рабочая программа для 1-4 классов)

  

 

 

 

Духовник Липецкой Православной гимназии:

 иерей Андрей Иванович Сердюков                 

  

 

 

Липецк, 2012 г.

Пояснительная записка

 

   Основы православной веры (Закон Божий), как школьный предмет, содержит в себе основы христианской веры и жизни. Современному христианину приходится доказывать истинность своих религиозных убеждений и духовно-нравственного поведения. Поэтому необходимо научить православных детей быть всегда готовыми «всякому, требующему у [них] отчёта в [их] уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3,15). В то же время, изучение Богооткровенных истин и нравственных правил, а так же обладание знаниями о богослужении и Церковной истории не должны послужить формированию надменного отношения у учащихся ко всему церковному. Необходимо сочетать школьное богословие с религиозным опытом: учавствовать вместе с воспитанниками в богослужениях, приступать к церковным таинствам, подтверждать рассказы по данному предмету примерами из жизни святых и окружающей действительности. Постараться дать учащимся понять, что «Закон Божий» есть сама жизнь, цель которой не на земле, но в Боге.

   «Главное в духовной жизни обучающихся в начальной школе – научение ученичеству, послушанию. Ребенок должен научиться общению  со  своими сверстниками, совместному деланию, служению  ближним, осознать роль и значение  учителя в его жизни, проходить уроки послушания  учителю, родителям, формировать в себе навык к добру. Важно помочь детям   осознать   христианские добродетели, основные нравственные установления Церкви, понять, как должен вести себя  христианин, давать нравственную оценку  своим поступкам, различать в  себе  грех  и  закреплять навыки духовной жизни в борьбе с грехом, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим  людям, принимать активное  участие в жизни  школы, помогать в храме. Важно научить ребенка  всматриваться в свою душу, помочь ему осознать, что христианские ценности  заложены в душах человеческих Богом, они присутствуют и в наших желаниях» (Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации М. 2011 год).

    Согласно с этим требованием ставятся соответствующие цели и задачи обучения Основам православной веры.

    В первом классе происходит знакомство с предварительнными понятиями и   рассматриваются церковные праздники. Познаётся смысл начальных молитв, тропарей Рождества Христова и Пасхи. Учащиеся рисуют (копируют иконы двунадесятых праздников), совершают краткие моления. К концу учебного года первоклассники должны суметь по праздничным иконам рассказать о церковных событиях, которые на них изображены.

   Во втором классе изучаются десять заповедей Закона Божия и заповеди блаженства Нового Завета на примерах историй из Священного Писания, житийной и патериковой литературы, переложенной для детей, мультфильмов «Библия в анимациях», соответствующих определённой теме урока.

   Начиная со второго класса учащиеся должны вести тетради по «Закону Божиему». Второклассники научаются видеть исполнение или нарушение заповедей в различных жизненных ситуациях и брать для себя положительный пример.

   В третьем классе разбирается Символ Веры. Воспитанники учатся вдумываться в слова исповедания веры и с пониманием произносить их. В этом же классе происходит знакомство со всеми церковными таинствами.

   Материал для изучения Основ православной веры в четвёртом классе берётся из книги протодиакона Андрея Кураева «Основы православной культуры» (Москва, «Просвещение», 2010 г.) Это учебное пособие может помочь выпускникам начальной школы сформировать целостное представление о православной вере и мире, в котором они живут.

 

Цели курса.

 Донести до детей Евангельскую нравственность, чтобы она стала основой их жизни, помочь им осознать себя чадами Церкви Христовой, «родными  Богу и своими для святых».

Помочь выстроить в сознании ребенка правильную лестницу иерархических ценностей, выделяя главное место в ней  для Бога. Выражаясь словами блаженного Августина, помочь осознать ребенку, что «если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем».

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

·приблизить детей к литургической жизни Церкви;

·заложить основы христианского мировоззрения через приобщение к православному вероучению и святоотеческому наследию;

·формировать высокообразованную и культурную личность, патриота и гражданина своего Отечества через приобщение к культурно-историческим традициям Православия, Российского государства;

·формировать опыт духовной жизни во Христе;

·формировать уважительное отношение, христианскую любовь к людям на примере историй из Священного Писания и житий святых;

·заложить основы добродетельной жизни - жизни по  совести, воспитывать трудолюбие и послушание, умение служить ближним;

·дать представления о системе нравственных ценностей православной традиции, развивать нравственные чувства;

познавательных:

·формировать интеллектуальное и духовное стремление к познанию Бога и укреплению в вере;

·формировать духовный подход к осмыслению изучаемого материала, умение делать выводы, исходя из опыта Церкви и святых отцов;

·научить понимать и пересказывать Библейские притчи, иносказания и образы, объяснять их;

·научить искать нравственный смысл в тех или иных исторических или Библейских событиях  и  применять его к современной жизни;

·формировать стремление к  изучению, сохранению  и развитию национальных  культурно-исторических традиций;

коммуникативных:

·формировать принцип иерархичности  в отношениях с людьми: послушание и уважение к старшим; доброе и уважительное отношение к ровесникам и младшим;

·научить выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия;

·научить жертвовать личными интересами ради пользы и блага ближнего; в тоже время привить чувство неприкосновенности частной жизни.

·научить соработничеству, сотворчеству со своими сверстниками.

 

·ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ

Важное место в обучении «Основам православной веры» отводится целенаправленной работе по развитию у младших школьников ценностных ориентаций и общеучебных (метапредметных) умений, навыков и способов деятельности, помогающих воспринимать все сферы жизни в контексте православного мировоззрения и осмысливать изучаемые предметы через призму христианской веры.

Итогом такой работы должны стать:

·овладение базовыми понятиями православного вероучения;

·умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний;

·развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере в контексте православного мировосприятия;

·умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Личностные результаты изучения «Основ православной веры»:

·укоренение в православной вере, традиции и культуре;

·ознакомление с основами веры в контексте Библейской истории;

·приобретение начального опыта личного аскетизма и добродетели (Богообщения и жертвенного служения людям);

·обретение православной жизненной позиции и мировоззрения;

·осознание себя чадом Церкви Христовой;

·любовь к Родине, её святыням и  культуре, формирование исторической памяти;

· благоговейное отношение к святыням Православной Церкви;

 

· чувство личной ответственность за мир, в котором живем, отношение к

миру как  дару Божьему, который нужно беречь и преумножать;

·осознание ценности человеческой жизни, её уникальности и неприкосновенности;

·осознание присутствия Божия в собственной жизни и в мире;

·усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения.

 

Предметные результаты изучения «Основ православной веры»:

·осмысленно выполнять личное  молитвенное правило, уметь читать молитвы по молитвослову; знать начальные молитвы наизусть;

·свободно ориентироваться и действовать в храмовом пространстве во время богослужений и  вне богослужебного времени;

·отличать облачение священнослужителей, знать название  священных сосудов и церковной утвари;

·знать некоторые основные догматы Церкви (об ангельском невидимом мире, о Боговоплощении, о Святой Троице, о Воскресении);

·знать Заповеди Божии и Заповеди блаженства;

·пересказывать отдельные истории Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

·на слух узнавать и уметь продолжить Библейский рассказ или историю из жития святого;

·ориентироваться в хронологии событий Библейской истории (в рамках пройденного материала);

·уметь рассказывать о важнейших событиях из истории России и Русской Православной Церкви: просвещении славян, происхождении славянской письменности, Крещении Руси, о первых русских святых, о первых монастырях, о событиях, связанных  с современным  светским праздником Днем народного единства (4 ноября); иметь представление и уметь объяснять, какое место и значение имеют в жизни Церкви Соборы;

·видеть учительный смысл в действиях конкретных личностей Библейской истории;

·знать смысл  Церковных Таинств;

·знать и объяснять золотое правило нравственности, основные понятия христианской нравственности;

·знать  основные христианские добродетели;

·осознавать важность поста как  добродетельного пути к Богу;

·уметь рассказывать о  церковных праздниках;

·объяснять следующие понятия: мир как творение Божие, БОГ – Троица, свойства Божии, Церковь как семья, грехопадение, грех как нарушение воли Божией, молитва как образ Богообщения, Крест и Воскресение Христовы – главное содержание Евангелия, крестное знамение,  храм,

 

Евангелие (значение слова), невидимый мир и видимый мир, ангелы, святые, Таинства, двунадесятые праздники, евангельские притчи; благословение священника, родителей;

·осознанно  приступать к Таинству Исповеди;

·оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности.

 

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Изучение «Основ православной веры» в начальной школе является первым этапом в системе православного образования. Специфика курса заключается в тесной взаимосвязи со всеми предметами, как вероучительного содержания (церковнославянский язык, церковное пение, основы православной культуры), так и общеобразовательными, такими как духовно-нравственная культура народов России, история, литература, обществознание, окружающий мир и др. Предмет «Основы православной веры» является уникальной базой для предметной интеграции с целью формирования целостного православного мировоззрения, позволяет снижать нагрузку обучающихся и оптимизировать учебный процесс.

Обучение «Основам православной веры» проводится по 1 часу в неделю в начальной школе, что составляет 136 часов. Как правило, предмет «Основы православной веры» в учебном плане должен быть встроен в часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьный компонент). Исходя из этого количества часов и учитывая необходимость проведения проверочных и контрольных работ, а также то, что темы курса, так или иначе, будут пересекаться с другими предметами, и  предлагается примерное содержание курса для начальной ступени обучения.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

   Основы вероучения:

  Понятия о Боге. Свойства Божии: духовность, всемогущество, всеведение, вездеприсутствие, бессмертие, благость, справедливость, милосердие, любовь. Бог-Творец, Промыслитель (заботливый Отец). Понятие о вере. Вера как основа жизни человека. Вера как доверие,  надежда и любовь. Необходимость веры. Соотношение веры и разума. Первичные понятия о Троичестве Божества на святоотеческих примерах (солнце, горящая свеча, трилистник). Декалог как основа нравственного закона (в рамках изучения  Заповедей с краткими пояснениями). Принцип разделения на 2 скрижали (параллель с Евангелием, где Христос сводит весь закон к  двум Заповедям любви к Богу и ближнему). Первичные представления о Таинствах Церкви.

Компонент вероучительных  (догматических) основ на данном этапе обучения не  должен  преподаваться в  схоластическом стиле,  дети начальной школы не

 

 

способны в силу интеллектуально-физического развития воспринимать догматы веры так же, как и взрослые. Необходимо именно рассуждая вместе с детьми, используя активные формы их деятельности (игра, рисование, лепка, аппликация, моделирование и др.) приходить к определению догматических истин, активно используя знакомые детям образы для объяснения, не заставлять их просто заучивать основные вероучительные положения.

    Молитвы

  Молитва, как личный опыт общения с Богом и горним миром. Понятие частной и общественной молитвы. О Кресте и крестном знамении. Молитвы о здравии и упокоении, как правильно написать записки о здравии и упокоении, куда поставить свечу.

    Трисвятое по Отче наш. Символ веры. Молитва перед Причастием (Верую, Господи и исповедую…), Спаси, Господи, люди Твоя…, молитвы до и после трапезы. Молитвы перед и  после учения. Великопостная молитва Ефрема Сирина. Достойно есть…,Ангел вопияше (9-я  песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида, 50 (уметь читать и понимать  смысл и содержание Псалма).

 

·     Священное Писание

     Общие понятия:  Что такое «Священное Писание». Значение слова «Библия».  Термин «завет». Что значит Ветхий и Новый Завет (между кем заключены и что положено в основание этих договоров). Богодухновенность Священного Писания. Почему Священное Писание называют Словом Божиим? Как надо относиться к Библии, какое место Священное Писание занимает в жизни Церкви и  христианина (кратко о богослужебном и догматическом значении Священного Писания, а так же о благочестивой практике чтения Священного Писания во время молитвенного правила). Библия как один из  главных источников наших знаний о Боге.

   Логично встроить изучение Библейской истории Ветхого и Нового Завета в курс изучения церковных праздников, десяти заповедей Закона Божия и заповедей блаженства.

    Священная история Ветхого Завета.

   Священное  Писание Ветхого Завета в этом возрасте, прежде всего, должно преподаваться в  историческом  контексте. Важно  понять и усвоить историю общения людей с Богом в хронологической последовательности, раскрывая  смысл  истории спасения, ее основных  прообразов. Осмысление Ветхого Завета в его исторических  границах поможет в дальнейшем глубже  осознать духовный  смысл человеческой  истории,  увидеть реализацию и исполнение ветхозаветных прообразов и примеров в Новозаветной истории, почувствовать единство Священного Писания и религиозной традиции от праотцев до современных подвижников. Это даст возможность осознать превосходство Нового Завета. То, что «лишь гадательно, как на тусклом стекле» гравировалось тогда, во всей красоте раскроется в Новозаветной истории.

 

·    Священная  история Нового Завета.

·  Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Сретение Господа нашего Иисуса Христа.  Крещение Господне. Апостолы – ученики Христовы. Объяснение слова «апостол». Нагорная проповедь, «золотая цепь христианской добродетели». Последние дни земной жизни Спасителя: Воскрешение Лазаря; Вход Господень в Иерусалим; Предательство Иуды; Тайная Вечеря; Суд у Пилата; Распятие; Смерть и Погребение; Воскресение Христово.

 

   В силу достаточной трудности пересказа Евангельской истории детям, следует обращать внимание на тот материал, который преподается. На данном этапе обучения вполне достаточно ограничить курс изучения Нового Завета основными понятиями новозаветной истории. Главной целью этого раздела курса является знакомство с  новозаветной терминологией и опытное переживание Евангельской нравственности применительно к повседневной  жизни. На этом этапе обучения необходимо ознакомить обучающихся только с основными событиями Новозаветной истории. Дети острее переживают веру тогда, когда она является частью их жизни, а не извне получаемой информацией. Именно на приобретение собственного духовного опыта стоит делать акцент в изучении Евангелия в начальной школе, посредством постоянного обращения к образам и понятиям из современной, знакомой ребенку, жизни, а так же обращаясь к уже изученным ветхозаветным историям.

 

     Богослужение и Церковные Таинства.

    Понятие слова «церковь». Церковь  как собрание верующих и как храм, где верующие чаще всего собираются вместе. Внешнее строение храма. Символика  храма. Внутреннее устройство храма:  притвор, неф, алтарь,  иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник. Церковная утварь. Православные  святыни и  отношение к ним (как прикладываться к иконам и мощам, вкушать просфору, пить святую воду и другие традиции церковного быта). Что такое благословение. Как правильно брать благословение у священника или архиерея. Священнослужители: епископ, священник, диакон  и их священные одежды. Церковнослужители: певчие, чтецы, пономари, звонари (в чем заключается их служение и труд в храме). Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие Праздники (смысл и краткое содержание). Понятие Праздников «подвижных» и «под числом». Два центра Церковных Праздников - Пасха и Рождество Христово.

 

      Из Общецерковной Истории и Истории Русской Церкви:

  Апостолы, кто они такие, суть их служения, сколько их было. Жития некоторых  Апостолов  (Апостолы  Андрей,  Петр,  Иоанн  Богослов).  Значение

 

 

слова «равноапостольный». Святые равноапостольные царица Елена и Константин Великий. Обретение Креста. Святитель Николай Чудотворец и его краткое житие.   Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.  Славянская азбука и письменность.  Крещение Руси. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. Первые мученики Феодор и Иоанн. Крещение Руси. Казанская икона Божией Матери, 1612 год. Народное ополчение. К.Минин и князь Д. Пожарский.

 

     Основы христианской нравственности.

     Понятия о добре и зле (зло есть отступление от правды Божией, противление ей). Примеры из повседневной жизни доброго и злого, и соотнесение их с религиозными представлениями. Мир и нравственное отношение человека к нему.   Золотое правило христианской добродетели (Матф.7:12). Основные добродетели: послушание, милосердие, умение прощать, смирение, терпение, служение Богу и людям. Забота о Божьем мире. О любви к ближним.

 

·К концу обучения в начальной школе обеспечивается готовность обучающихся к дальнейшему православному образованию, достигнут необходимый уровень их компетенции в вопросах православного вероучения, который отличается реализацией поставленных требований к результатам освоения программы по «Основам православной веры» выпускниками начальной школы в рамках личностных, предметных и общеучебных  умений, навыков и способов деятельности.

 

Календарно-тематическое планирование уроков

Основы христианской веры в 1 классе

 

п./п.

Дата проведения уроков

Кол-во часов

 

Тема уроков

1

 

1

Вводный урок. Понятия о Боге. Первичные понятия о Троичестве Божества на святоотеческих примерах (солнце, горящая свеча, трилистник). Свойства Божии (духовность, всемогущество, всеведение, вездеприсутствие, бессмертие, благость, справедливость, милосердие, любовь)

2

 

1

 Бог-Творец, Промыслитель (заботливый Отец). Молитва «Отче наш...»

3

 

1

Рождество Пресвятой Богородицы. Понятие Праздников «подвижных» и «под числом»

4

 

1

Значение слова «равноапостольный». Святые равноапостольные царица Елена и Константин Великий. Обретение Креста. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.  О Кресте и крестном знамении

5

 

1

Молитва, как личный опыт общения с Богом и горним миром. Понятие частной и общественной молитвы.Начальные молитвы

6

 

1

Покров Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. Молитвы ко Пресвятой Богородицы

7

 

1

Преподобный Амвросий Оптинский

8

 

1

Закрепление пройденного материала.  Казанская икона Божией Матери, 1612 год. Народное ополчение. К.Минин и князь Д. Пожарский

9

 

1

Молитва о здравии и упокоении, как правильно написать записки о здравии и упокоении, куда поставить свечу. Православные  святыни и  отношение к ним (как прикладываться к иконам и мощам, вкушать просфору, пить святую воду и проч.)

10

 

1

Творение Ангельского мира. Грех Денницы. Падение Денницы и некоторых с ним. Архангел Михаил и Небесное воинство

11

 

1

  Введение во храм Пресвятой Богородицы. Внешнее строение храма. Символика  храма. Внутреннее устройство храма:  притвор, неф, алтарь,  иконостас, Царские врата, солея, клирос, амвон, престол, жертвенник.    Церковная утварь.

12

 

1

Апостолы, кто они такие, суть их служения, сколько их было. Жития некоторых Апостолов (Апп. Андрей, Петр, Иоанн Богослов)

13

 

1

Свт. Николай Чудотворец и его краткое житие

14

 

1

Рождество Христово.Тропарь Рождества Христова

15

 

1

Закрепление пройденного материала

16

 

1

Крещение Господне

17

 

1

 Преображение Господне

18

 

1

Сретение Господне

19

 

1

О постах и поклонах. Великопостная молитва Ефрема Сирина.Что такое благословение. Как правильно брать благословение у священника или архиерея

20

 

1

Благовещение Пресвятой Богородицы

21

 

1

Вход Господень во Иерусалим

22

 

1

Пасха — светлое Христово ВОСКРЕСЕНИЕ

23

 

1

Пасхальный тропарь. Достойно есть…Ангел вопияше (9-я  песнь Пасхального канона)

24

 

1

Закрепление пройденного материала

25

 

1

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.  Славянская азбука и письменность

26

 

1

Вознесение Господне

27

 

1

Сошествие Святого Духа

28

 

1

Заключительный урок

 Всего 34 часа: 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв.

 

Календарно-тематическое планирование уроков

Основы христианской веры во 2 классе

 

п./п.

Дата проведения уроков

Кол-во часов

 

Тема уроков

1

 

1

Вводный урок. Человек — образ и подобие Божие. Творение  человека. Заповеди, данные Богом человеку в раю. Грехопадение прародителей. Последствия грехопадения и обетование  о Спасителе. Понятия о добре и зле (зло есть отступление от правды Божией, противление ей)

2

 

1

Дарование закона на горе Синай. Декалог как основа нравственного закона. Принцип разделения на 2 скрижали (параллель с Евангелием, где Христос сводит весь закон к двум Заповедям любви к Богу и ближнему).

3

 

1

1-ая заповедь Закона Божия. Что она предписывает и что является грехом против неё.  Призвание Авраама и явление ему Бога в  виде трех странников, как пример исполнения 1-ой заповеди

4

 

1

2-ая заповедь Закона Божия. Что она предписывает и что является грехом против неё. Первые мученики Федор и Иоанн, как пример исполнения 2-ой заповеди

5

 

1

3-ья заповедь Закона Божия. Что она предписывает и что является грехом против неё. Рассказ «Царь и юродивый», евангельское повествование о мытаре и фарисее, как примеры исполнения и нарушения 3-ей заповеди

6

 

1

4-ая заповедь Закона Божия. Что она предписывает и что является грехом против неё. Евангельский рассказ об исцеление согбенной женщины в субботу, как пример исполнения 4-ой заповеди

7

 

1

Закрепление пройденного материала

8

 

1

5-ая заповедь Закона Божия. Что она предписывает и что является грехом против неё. Евангельский рассказ о блудном сыне, как пример исполнения 5-ой заповеди

9

 

1

6-ая заповедь Закона Божия. Что она предписывает и что является грехом против неё. Библейский рассказ о Каине и  Авеле, как пример нарушения 6-ой заповеди

10

 

1

7-ая заповедь Закона Божия (о хранении вернос- ти, родителям, будущим супругам, Родине, Церкви). Что она предписывает и что является грехом против неё. Жития святых прп. Марии Египетской, св. блгв. кнн. Петра и Февронии, как примеры исполнения и нарушения 7-ой заповеди

11

 

1

8-ая заповедь Закона Божия. Что она предписывает и что является грехом против неё. Библейские повествования о предателе Иуде — сребролюбце и воре — и слуге прор. Елисея - Гиезии, как примеры нарушения 8-ой заповеди

12

 

1

9-ая заповедь Закона Божия. Что она предписывает и что является грехом против неё. История из Соловецкого патерика о наказании клеветников святителя Филиппа, митрополита Московского, как пример нарушения 9-ой заповеди

13

 

1

10-ая заповедь Закона Божия. Что она предписывает и что является грехом против неё. История Иосифа Прекрасного, как пример нарушения 10-ой заповеди

14

 

1

Закрепление пройденного материала

15

 

1

Нагорная проповедь, «золотая цепь христианской добродетели»

16

 

1

1-ая заповедь блаженства Нового Завета. Умовение ног Господом Иисусом Христом Своим ученикам — пример истинного смирения

17

 

1

2-ая заповедь блаженства Нового Завета. Слёзное покаяние ап. Петра и конец Иуды-предателя — пример исполнения 2-ой заповеди

18

 

1

3-ья заповедь блаженства Нового Завета. Земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его святая Церковь — лучший пример исполнения 3-ей заповеди

19

 

1

4-ая заповедь блаженства Нового Завета. Евангельская притча о богаче и Лазаре — пример исполнения 4-ой заповеди

20

 

1

Закрепление пройденного материала

21

 

5

5-ая заповедь блаженства Нового Завета. Притча о милосердном царе и неправедном заимодавце— пример исполнения 5-ой заповеди

22

 

1

6-ая заповедь блаженства Нового Завета. Видение Преображения Господня на горе Фавор— следствие чистоты сердечной апостолов Петра, Иакова и Иоанна

23

 

1

7-ая заповедь блаженства Нового Завета. Миротворческая деятельность прп. Сергия Радонежского— пример исполнения 7-ой заповеди

24

 

1

8-ая заповедь блаженства Нового Завета. Первомученик архидиакон Стефан испытал гонения за правду и, приняв блаженную кончину, сподобился Царства Небесного

25

 

1

9-ая заповедь блаженства Нового Завета. Житие 40 мучеников Севастийских— пример исполнения 9-ой заповеди

26

 

1

Примеры из повседневной жизни доброго и злого, и соотнесение их с религиозными представлениями. Мир и нравственное отношение человека к нему

27

 

1

Основные добродетели: послушание, милосердие, умение прощать, смирение, терпение, служение Богу и людям. Забота о Божьем мире

28

 

1

Заключительный урок. Цель жизни человечека — обожение

 Всего 34 часа: 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв

  

 Календарно-тематическое планирование уроков

Основы христианской веры в 3 классе

 

п./п.

Дата проведения уроков

Кол-во часов

 

Тема уроков

1

 

1

Вводный урок. Понятие о вере. Вера как основа жизни человека. Вера как доверие,  надежда и любовь. Необходимость веры

2

 

1

Соотношение веры и разума (взаимосвязь их друг с другом)

3

 

1

Место и значение в жизни Церкви Соборов. История появления Никео-Цареградского Символа веры

4

 

1

1-ый член Символа веры. Первичные понятия о Едином Боге,  Троичестве Божества и Первом Лице Святой Троицы. Что значит видимый и невидимый мир

5

 

1

2-ой член Символа веры. Первичные понятия о Втором Лице Святой Троицы. О превечном рождении Сына Божия

6

 

1

3-ий член Символа веры.Сын Божий становится Сыном Человеческим

7

 

1

4-ый член Символа веры. Принесение Исаака в жертву — прообраз крестных страданий Спасителя

8

 

1

Закрепление пройденного материала

9

 

1

5-ый член Символа веры. Воскресение Христово, прообразы воскресения в Ветхом Завете (Иона во чреве кита)

10

 

1

6-ой член Символа веры. Вознесение Господа Иисуса Христа с пречистою Своею плотию на небо

11

 

1

7-ой член Символа веры. Притчи о постоянной готовности к встрече с Богом (притча о 10 девах, о винограднике и злых виноградарях и др.)

12

 

1

8-ой член Символа веры. Первичные понятия о Третьем Лице Святой Троицы. Пророческое служение Моисея, как пример возвещения воли Божией людям

13

 

1

9-ый член Символа веры. Понятие слова «церковь». Церковь  как собрание верующих и как храм, где верующие чаще всего собираются вместе

14

 

1

Повторение пройденного материала

15

 

1

10-ый член Символа Веры. Таинство крещения. Переход евреев чрез  Чермное море

16

 

1

Таинство миропомазания. Сошествие Святого Духа

17

 

1

Таинство покаяния.  Покаянный псалом Давида 50-й

18

 

1

Таинство Причащения. Тайная Вечеря.Молитва перед Причастием (Верую, Господи и исповедую…)

19

 

1

Таинство елеосвящения. Соборное послание ап. Иакова 5, 14-15

20

 

1

Таинство священства. Священнослужители: епископ, священник, диакон  и их священные одежды. Церковнослужители: певчие, чтецы, пономари, звонари (в чем заключается их служение и труд в храме).

21

 

1

Таинство брака. Христос на браке в Канне Галилейской

22

 

1

Монашество. Дева Мария и Иоанн Предтеча — образцы для монашеской жизни

23

 

1

Закрепление пройденного материала

24

 

2

11-ый член Символа Веры. Паримии, читаемые в Великую Субботу на Великой вечерне

25

 

1

12-ый член Символа Веры. Священное Писание о жизни будущего века

26

 

1

Закрепление пройденного материала

27

 

1

Заключительный урок. «... Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.» Рим.10, 10.

 Всего 34 часа: 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв.

  

Календарно-тематическое планирование уроков

Основы христианской веры в 4 классе

п./п.

Дата проведения уроков

Кол-во часов

 

Тема уроков

1

 

1

Россия — наша Родина

2

 

1

Культура и религия

3

 

1

Человек и Бог в православии

4

 

1

Православная молитва

5

 

1

Библия и Евангелие

6

 

1

Проповедь Христа

7

 

1

Христос и Его крест

8

 

1

Пасха

9

 

1

Православное учение о человеке

10

 

1

Совесть и раскаяние

11

 

1

Заповеди

12

 

1

Милосердие и сострадание

13

 

1

Золотое правило этики

14

 

1

Храм

15

 

1

Икона

16

 

1

Повторение и обобщение изученного

17

 

1

Как христианство пришло на Русь

18

 

1

Подвиг

19

 

1

Заповеди блаженств

20

 

1

Зачем творить добро?

21

 

1

Чудо в жизни христианина

22

 

1

Православие о Божием суде

23

 

1

Таинство Причастия

24

 

1

Монастырь

25

 

1

Христианская семья

26

 

1

Защита Отечества

27

 

1

Христианин в труде

28

 

1

Любовь и уважение к Отечеству

 

Всего 34 часа: 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв.

Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

 

Согласно Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации 2011 года, все ученики должны быть обеспечены единым учебником или учебным пособием  и рабочими тетрадями по данному предмету. Так как пока единый учебник по данной дисциплине не разработан, учитель должен сам определить то учебное пособие, по которому класс будет заниматься. Важно обратить внимание на то, чтобы это пособие имело гриф ОРОиК РПЦ.

Из учебных пособий ОРОиК РПЦ рекомендует «Закон Божий» под редакцией прот. Серафима Слободского. Эта книга является общедоступной и, наверное, самой популярной, в силу своей известности, а так же структуры и объема информации, которая в ней содержится. Однако стоит иметь в виду, что в ней есть некоторые неточности, а так же язык и образы, которые использованы в этом учебном пособии, могут быть не понятными для современного читателя.

 В четвёртых классах единым учебником по данной дисциплине является книга «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» протодиакона Андрея Кураева, Москва, «Просвещение», 2010 г.

 

Дополнительная литература:

    «История жизни Господа нашего Иисуса Христа», Российское библейское общество 2010

      «Евангелие в пересказе для детей», Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2008

      «Избранные псалмы для детей», «Синтагма» 2011

      «О Рождестве Христовом», Минск 2009

      «Жития святых для детей», издательство Сретенского монастыря М. 2008

   «Десять заповедей Закона Божия на примере житийной и патериковой литературы»,  составитель Наталья Горбачёва.  Паломник      М. 2010

     «Заповеди блаженства Нового Завета на примере житийной и патериковой литературы»,  составитель Наталья Горбачёва.  Паломник      М. 2010

      «Повесть о Петре и Февронии», иеромонах Еразм, издательство Сретенского монастыря М. 2010

     «Приключения в Египетской пустыне», протоиерей Константин Островский, Красногорск 2012

   Жития святых, изданные по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларусии Филарета

      Книги из серии «ДЕТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА»

     

      Документальные фильмы по книге «Закон Божий для семьи и школы» под редакцией прот. Серафима Слободского.

    Библия в анимации.  Режим доступа: http://video.yandex.ru/

   

     Материально-техническое и информационное обеспечение, рекомендованное  ОРОиК РПЦ.

 

·   Учебно-методический комплект «Вертоград» - учебные пособия по курсу «Закон Божий» для православных гимназий и воскресных школ  по курсу «Основы православной культуры» для общеобразовательных школ. Автор учебно-методического комплекта - Лариса Александровна Захарова, директор Пущинской воскресной школы «Вертоград».

·   «Тетрадь-конспект по Закону Божию», «Тетрадь рабочая по Священной истории Ветхого Завета» издательства Минского Свято-Елисаветинского монастыря.

·    «Великие праздники. Основы православной культуры», Протоиерей Борис Балашов.

·Мультфильмы по Ветхому Завету телеканала «Радость моя» //[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.radostmoya.ru

· 

·Обучающая компьютерная игра «Устройство храма». Выпущен Храмом мученицы Татианы при МГУ.