Из истории росписи

Из истории росписи Успенского храма села Богородицкое

В Успенском храме села Богородицкое Добровского района Липецкой области на западной стене нефа есть роспись по мотивам картины В. Д. Поленова «Христос и грешница» (Кто безгреха?). Это одна из главных работ художника на христианские темы, датируемая 1888 годом. Сюжет взят из Евангелия от Иоанна 8 глава, стихи 3-8:

3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,

4 Сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;

(Лев 20, 10 Втор 22, 22)

5 А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.

9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Как известно, «цензоры и президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович для публичной демонстрации полотно запретили. При всех явных художественных достоинствах его назвали «вредным для народа» так как Христос отображён не Богом, как полагалось, а простым человеком, что не допускалось и считалось кощунством»1. Принимая во внимание секулярный характер цитируемого источника, нужно заметить, что нарочитое нежелание видеть во Христе Бога и изображать Его согласно с уже сложившейся церковной традицией, выявляет, прежде всего, не либеральность во взглядах художника и его способность преодолеть сложившиеся стереотипы, а неправославые убеждения в религиозных воззрениях Поленова. Об этом свидетельствует высказывание самого автора этой спорной картины: «В первых повествованиях о Христе личность Его является чисто человеческой, со всеми человеческими чертами, и несравненно более для меня привлекательной, трогательной и величественной, чем тот придуманный после Его смерти отвлечённый, почти мифический образ, который передали нам писатели и художники позднейших времён. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий, живой человек, или Сын Человеческий, как Он постоянно Сам Себя называл, а по величию духа – Сын Божий, как Его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности» 2. Для Василия Дмитриевича Христос Сын Божий лишь «по величию духа», а не по природе, как «Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом» (второй член Православного Символа веры).

Художественный гений Поленова позволил ему ясно выразить свой душевный мир в красках. Это дало возможность зрителю увидеть и то, как В. Д. Поленов верит во Христа, кто Он для него.

Сохранились высказывания современников великого русского художника о своих впечатлениях от увиденного на картине, которой сам Поленов дал название «Кто из вас без греха…». «Писатель В.Г.Короленко увидел в поленовском Христе «странствующего восточного проповедника», человека сильного, мускулистого, с крепким загаром. В.В.Вересаев считал, что картина «даёт такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить, – не Бога, а человека с огромной душой». И.Е.Репин отмечал, что Поленов всё Божественное и церковное снял с Христа, «сделав Его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником»3.

Эта работа В. Д. Поленова была обнародована только благодаря личному вмешательству императора Александра III, который приобрёл её для своего музея.

Но, думаю, что придётся оставить рассуждения о религиозных взглядах великого русского художника потому, что об этом нельзя сказать однозначно. Поленов, как чувственная и тонкая натура, с обострённым чувством справедливости, но, к сожалению, с отсутствием истинного религиозного опыта богообщения, противоречив в своих высказываниях и действиях: «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту человечность, которой насквозь проникнуто всё учение Христа»4. «Из этого высочайшего учения любви люди создали узкое и жестокое притворное изуверство… Люди, называющие себя христианами, убивают, вешают, насилуют, лгут, развратничают, грабят и прикрываются самым нравственным, самым любвеобильным, самым чистым учением… Куда ни взглянешь, всюду творятся ужасы. Раскольников опять преследуют, идеалистов изгоняют, урядники, земские начальники, губернаторы бесконтрольно свирепствуют, распоряжаются… Душа возмущается, сердце обливается кровью, и ничего не поделаешь – время лжи, притворства и наглого цинизма. Ужасно тяжело!» 5 – печалился Поленов в 1897 году. «Для меня Христос и Его проповедь – одно, а современное православие – другое» 6, – писал в тоже время уже прославленный художник. Но это не помешало ему в селе Бёхово (Тульская область) для сельчан по своему проекту и на свои деньги построить храм во Имя Святой Троицы, где и покоится прах Василия Дмитриевича Поленова.

Теперь вернёмся в село Богородицкое. Каменный храм был там построен 1864 году, а закрыт 1938. После разрушения колокольни в 1954 году, попыток устроить в этом здании центра досуга для местных жителей, использования помещения как зернохранилища и пребывания в запустении к началу двухтысячных годов на стенах храма сохранилось всего несколько живописных работ, которые можно было восстановить. На южной и на северной стенах основной части храма были хорошо читаемы лики святых апостолов-евангелистов. А на западной стене сохранилась роспись по мотивам вышеупомянутой картины Поленова «Христос и грешница» и по бокам этой неточной копии просматривался орнамент. Вот то немногое, что сохранилось от церковной живописи в деревенской церквушке.

В 2005 году, благодаря усердию и материальной поддержке Послухаева Алексея Ивановича, началась реставрация росписи храма. Липецкие художники Дионисий и Надежда Серовы под видимым слоем красок обнаружили ещё один слой, отличающийся лаконичностью и простотой. Стало ясно, что храм расписывается уже в третий раз. Вероятно, первым благоукрасителем святого храма сего был кто-то из местных умельцев. Но его творчество не удовлетворило изысканных потребностей богородицких ктиторов, поэтому храм был расписан заново.

Судя по оставшимся фрагментам живописи, следующий художник, трудившийся в богородицком храме, имел академическое образование. Но свой талант и умение он применил более всего в работе над росписью западной части нефа, копируя, нашумевшую в определённых кругах, картину Поленова. Сохранившиеся же на северной и южной сторонах нефа иконы святых апостолов-евангелистов остались непрописанными. Видимо, художник-академист не желал полностью выкладываться в далёкой от всех административных центров и малолюдной деревушке. Но пикантная работа Поленова не могла оставить равнодушным даже ремесленника, согласившегося подработать на далёком маленьком приходе. Скорее всего, неизвестный нам художник и решился сделать роспись в храме по мотивам непринятой церковной цензурой роботы Поленова только потому, что находился в большой глубинке и тамошние прихожане были наверняка не знакомы с современным изобразительным творчеством. Но, если даже кто-то и пожелал бы упрекнуть смелого живописца, трудившегося в Богородицком в конце XIX или в начале XX века, в дерзости, то художник легко мог бы парировать претензию. Ведь основной камень преткновения в поленовской картине «Христос и грешница» — изображение Христа не по канонам – богородицкий художник-академист в своей работе избежал.

В богородицком храме на западной стене Христос написан в полном соответствии с традициями храмовой росписи конца XIX, начала XX веков. Промыслом Божиим, именно эта сохранившаяся настенная роспись, выполненная с художественным вдохновением, благодаря пикантности подлинника, взятого за основу изображения, стала камертоном для дальнейшей художественной работы. «Отталкиваясь» от данной восстановленной живописи, художники Серовы и их приемники продолжили расписывать храм в той же академической манере, сохраняя уже заданную цветовую гамму и используя многофигурные композиции. Желающие увидеть благолепие церковной росписи в деревенском храме могут посетить приходской сайт //bogorodickoe.ru/

Интересно, есть ли ещё где-то в храмах росписи по мотивам картины В. Д. Поленова «Христос и грешница»?

1 Великие художники. Том 31 «Василий Дмитриевич Поленов» ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда» Москва 2010 г. с. 35

2http://www.ippo.ru/ipporu/article/kto—iz—vas—bez—greha-hristos-i-greshnica—vasi-201288

3 там же

4 там же

5 там же

6 там же

Священник Андрей Сердюков