О Божественой литургии и Святом Причастии

О Божественной литургии

Любите Божественную литургию, берегите благоухающую розу Христову, просвещайте свои души светом солнца Божественного; считайте потерянным днем в своей жизни тот, когда вам не удалось быть за Божественной литургией… Пусть очи ваши видят всегда Божественную чашу, пусть уши ваши всегда слышат: «Приимите, ядите». Благодарите Господа всегда за тот величайший дар, перед которым трепещут ангелы.

Священномученик Серафим (Звездинский)

Не надо ждать или искать чудес. Есть только одно чудо, которое всегда с нами. Это Божественная литургия.

Оптинский старец Нектарий

Литургия есть вечеря, трапеза любви Божией к роду человеческому. Около Агнца Божия все собираются на дискосе: живые и умершие, святые и грешные, Церковь торжествующая и воинствующая.

Святой праведный Ио­анн Кронштадтский

Для всех нас все дело в том, чтобы предаться Христу всем свои сердцем.

Христос открывает Себя только внутри Церкви, там, где люди, находясь вместе, любят друг друга, несмотря на грехи, не из-за их усилий, но по милости и любви Христа. Любовь Христова держит всех нас вместе. Он делает нас одним телом, и мы участвуем в богочеловеческой жизни Господа. Только таким образом, и никак иначе, мы можем вознестись над разрушительной силой греха. И вершина истины есть святая Евхаристия.

Афонский старец Порфирий

Исходя из важности и святости Таинства Евхаристии, каждый священнослужитель, прежде чем приступить к совершению его, должен тщательно подготовить свою душу и, прежде всего, очистить ее от смертных грехов посредством сердечного сокрушения и устной исповеди пред отцом духовным. Это является единственным средством к умилостивлению Бога и к водворению в душе ми- ра и спокойствия. Считается великим грехом и препятствием к священнодействию, если пастырь или диакон кого-либо осудил, оскорбил, обидел или имеет к кому- либо нерасположение.

Глинский старец схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Требуется не только крайнее внимание, но и сердечная вера в произносимые слова возгласов и молитв ектений.

…Совершая Таинство Евхаристии… надо всего себя – уста, слова – отдавать Святому Духу, но и самому участвовать в этом Таинстве.

…Нужно служить в полном покое сердца…

…20 января 1980 г. служил литургию. Начал с трудом и сухо, и вдруг в сердце открылось, что нужно и самому каяться – молиться о своих грехах, а затем о неведениях христиан (прихожан). Стал каяться, понуждать себя к покаянию и Бескровную Жертву приносить и за себя и свои грехи. Во время Причастия сердце наполнилось умилением и благодарностью…

…Самому священнику сначала надо с верою произносить слова молитв и чувствовать в себе действие слов Евхаристического канона, точнее слов молитвы перед Причастием Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа, то есть что грехи прощаются и прощены.

Во время литургии желал единения с паствой и молился об этом… Начал читать про себя Великую ектению и почувствовал, что не за паству, а вместе с ней нужно молиться, возносить с верой от лица ее каждое слово Богу, имея ее в уме и сердце.

Из дневника московского старца протоиерея Василия Серебренникова

Заботьтесь, чтобы укрепилась вера ваша, и на Божественной литургии будьте сосредоточенны на совершен- ном, чтобы удостоиться увидеть величие Божие… Святой Дух нисходит на Святую Трапезу… Не сидите во время Божественной литургии. Ум ваш да не летает здесь и там.

Блаженный старец Георгий (Карслидис)

Нет могущественнее благодарности перед Богом, как когда мы совершаем Божественную литургию. Она именуется «Евхаристией», то есть благодарением, мы изливаем перед Господом свою благодарность. Почему она не именуется литургией покаяния, а благодарения? Потому что взял Господь на Себя наши грехи. Он Агнец, закланный за нас. Нам только созерцать, переживать и благодарить Агнца, Который взял на Себя грехи всего мира. Вот мы и предстоим. Поэтому наша молитва в Церкви так могущественна. Этой молитвой существует вся вселенная.

Старец Таврион (Ботозский)

Нет ничего на земле драгоценнее Божественной литургии… Божественная литургия есть точный снимок с земной жизни Спасителя… От Вифлеема, куда Пречистая Дева пришла для переписи, и где родился Господь, и до Иордана, от Иордана до Гефсимании, от Гефсимании до Голгофы, от Голгофы до Воскресения, от Воскресения до Елеонской горы – все видно в литургии. И хотя мы не принадлежим к числу тех блаженных, которые жили во время пребывания Господа на земле, кои имели величай- шее счастье видеть Его лицом к лицу, но, обладая драгоценным даром, оставленным нам Господом, мы почти так же счастливы, как и они.

Как мать иногда ведет дитя за руку, иногда сидит около него и наблюдает за ним, а иногда берет в свои объятия его, ласкает, лелеет и питает, так и Господь во всех службах церковных и в домашней молитве как бы держит нас за руку, наблюдает за нами издали, а в Божественной литургии Он берет нас в Свои объятия, сажает нас с Со- бой за стол и питает нас от Своей Трапезы. Во всех службах, кроме литургии, мы говорим с Господом как бы по телефону, а в Божественной литургии мы говорим с Гос- подом лицом к лицу, мы как бы непосредственно говорим Ему свои нужды, лично благодарим и молимся Ему. От- того молитва Божественной литургии действенней, чем за какой-нибудь другой службой. Потому за покойников установлено молиться за Божественной литургией. Особенную отраду вносит она в души усопших. Божественная литургия – окно, прорубленное Господом в грешном, неверующем, прелюбодейном мире, в которое входит свежий воздух. Не будь этого окна, верующие задохнулись бы. Божественная литургия есть единственное верное основание, на которое мы должны наматывать нить своей жизни…

Христиане первых веков христианства ежедневно присутствовали при Божественной литургии и причащались Святых Животворящих Христовых Таин… Если же христианину приходилось отлучаться или путешествовать, то все брали, безразлично раб то был или господин, мужчина или женщина, – брали с собой в небольшой сосуд Святые Тайны и причащались одни. У каждого христианина был обычай носить с собой три драгоценности: крест, святое Евангелие и сосуд со Святыми Тайнами. За Божественной литургией, которая преследовалась язычниками, христиане проливали кровь свою. Их мучили, распинали, жгли, нередко убивали в самом храме, в самих катакомбах при совершении Евхаристии. В древности был обычай совершать литургию на гробах замученных христиан в знак того, какою большою ценою куплена литургия. Теперь в Церкви осталась память от этого – в святые антиминсы зашивают частицы мощей святых.

Священномученик Се­рафим (Звездинский)

…Приступает священник к Божественной литургии. Как мог бы он дерзнуть говорить такие святые слова, как мог бы он надеяться на какие-то свои силы, чтобы совершилось чудо, и освятились Дары, и хлеб стал Телом Господним, а вино – Кровью Христовой?.. Не своей силой совершает он это, а силой Господней. В начале Божественной литургии, когда все готово к совершению таинства, когда и священники помолились, и народ собрался, когда хлеб и вино приготовлены и, казалось бы, теперь время священнику действовать, дьякон подходит к нему и говорит: «Время сотворити Господеви!»

В греческом тексте это звучит выразительнее; в греческом тексте это ясно значит: «А теперь приспело Самому Богу действовать…» И действительно – что может чело- век? Как может он освятить эти дары? Как может он низ- вести Святого Животворящего Духа в среду верующих? Неужели его словами, его молитвами Дух Святой нас осе- нит и дары станут Телом и Кровью Господними? Нет; но с нами Бог. Он – посреди нас; каким-то непостижимым чудом через Крещение мы делаемся частицей тайны Христовой, каким-то чудом в Миропомазании мы делаемся храмом, местом вселения Святого Духа. Как это дивно и непостижимо!..

Митрополит Сурожский Антоний

…В Церкви Божией существует Святый Дух, Который приходит во время Божественной литургии и нас просве­щает…

Схимонахиня Гавриила (Геронтисса Гавриилия)

Причастие Святых Христовых Тайн

«Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И ска- зал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14.22–24).

Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить ме- жду собою, говоря: как он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6.51–54).

В Спасителе, как истинном Боге, воплощается эта вечная жизнь. Для человечества Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни. Кто достойно приобщился Святых Таин, тот не умрет. Не страшны такому человеку ни бури жизненных бедствий, ни подводные камни житейских обстоятельств, от которых мы, слабые, так часто и малодушно теряем свою голову. Не страшна человеку тяжелая бедность, не страшна для него ни сума, ни тюрьма, ни обида людская, потому что он – причастник Божий. Бедствия – принадлежность земли; счастье – удел неба… Достойно причаститься – это уже есть начало Небесного Царства. Удостоившийся благодати Божией не может быть равнодушен к величию Божественных совершенств, которыми он окружен…

Протоиерей Валентин Амфитеатров

В Теле и Крови Христовой каждая частичка, капелька, есть Христос всецелый, никогдаже разделяемый, един и Тот же.

Когда вкушаешь бессмертную пищу и питие – Тело и Кровь Господа – возносись благодарным сердцем к Гос- поду и говори: «Благодарю Тебя, Господи, Хлебе жизни и Источниче бессмертия. Тело и Кровь Свою в пищу и питие нам даровавый, да, предочищаемые и освящаемые здесь, внидем в вечное Твое царство наслаждаться вечно Твоего лицезрения и Твоей блаженной жизни. Не попусти, Господи, да пекусь только о телесном хлебе и питии, не попусти, да пристращусь к ним, но к Тебе единому да прилеплюся».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Что такое Причастие? Само слово отвечает на этот вопрос: «причастие», то есть приближаясь к целому, я становлюсь частью целого, когда его в себя принимаю. Вот что такое Причастие! Причастие есть Тело Христово. Христос Спаситель сказал Сам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26.26). И так же точно: «Пей­ те из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26.27–28). Это имеет гораздо больше смысла, чем просто символ, как иногда говорят некоторые христиане. Это не только символ – это сама сущность. Мы верим в то, что мы действительно оказываемся частью самой сущности Божией через Тело Христово. «Обожение» по-гречески «феосис». Мы становимся чадами Божиими в полном смысле этого слова, и это действительно оказывается для нас участием в Божественной жизни. В Божественном Причащении, мы становимся обожествленными силой Духа Святого. Вот что такое Причастие. И вот почему надо готовиться к Причастию, надо всегда быть готовыми, чтобы не подходить к Святому Причастию слишком по-мирскому, слишком по-земному, слишком греховно. Нет, надо очиститься от грехов в покаянии, если возможно – в исповеди, и всегда приходить с открытым сердцем, с открытой душой, с чистой совестью и с любовью к Богу и ко всем братиям и сестрам нашим – членам Церкви Христовой. Евхаристия – благодарение. Евхаристическая жизнь – благодарственная жизнь в Боге и с Богом. В Боге для то- го, чтобы всегда мы были единым Телом и единым целым. Это и есть Причастие, это и есть смысл и суть всего. Вот какая Божественная сила совершается с нами в этот момент. Мы оказываемся в Царствии Небесном, в Царствии Божием, в небесном раю. Мы восстановлены и возвращены туда, где были сотворены в самом начале. И в этом восстановлении мы чувствуем всю силу нашего единства Церкви Божией по образу Пресвятой Троицы. Т.е. мы отражаем в себе то, что нам дает Бог Своей любовью.

Епископ Василий (Родзянко)

Причащаться Святых Тайн – значит призывать Господа так с нами соединиться, что не только душевно, но в самой плоти нашей Его жизнь делается нашей жизнью, и наша жизнь делается Его жизнью. Поэтому каждый раз, когда, причастившись Святых Тайн, мы делаем дела тьмы, мы как бы влечем Господа насильственно, мучительно по тому самому пути, по которому Его вели в страстные дни на распятие, на страдание, на поругание. Это мы должны помнить.

В то же время мы желаем от Господа жизни новой, преизбыточествующей жизни, и эта жизнь нам дается, потому что, когда приходит к нам Господь и соединяет нас с Собой, вечная жизнь нас покоряет и в нас входит.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

Как можно чаще с умилением сердца приобщайся Святых Христовых Тайн.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Самое большое сокровище на земле – это Причастие Святых Христовых Тайн. Дороже этого ничего нет для христианина. Это бесценный дар Божий.

Великовраж­ ский старец Григорий Долбунов

Плоды святого причастия – здоровье души и тела, мир душевный, какая-то радость духовная, легкое отношение к внешним скорбям и болезням… Эти плоды действуют, если мы не оскорбляем святыню…

Преподобный Алексий (Соловьев)

С каким благоговением мы должны приступать к Телу и Крови Христа, Сына Божия! К какому Таинству приступаем! Огнь Божественный достойных освящает, недостойных попаляет. Не думайте, что, попостившись неделю, вы уже достойны причащения. Не в том состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало на ложку, чтобы от пищи воздержаться, – надобно внутреннее очищение: чтоб тщеславия не было, гордости, непокорности, чтобы худой мысли не удерживать в душе ни на минуту. Через приобщение Святых Тайн освящается душа и тело, через него Бог в нас присутствует… Важно не только принять Святое Причастие, но и стараться как можно дольше сохранить полученную Благодать… Благодать – очень нежная: чтобы приобрести ее, надо много трудиться, а потерять очень легко. Она не выносит малейшей неправды, нечистоты или внутренней скрытой обиды.

Схиархимандрит Вита­лий (Сидоренко)

Что лучше: редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн? Сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя – Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. По- ступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

Преподобный Никон Оптинский