6 марта 2022 года в Успенском храме после Божественной литургии, за которой многие причастились Святых Христовых Таин, совершен Чин прощения. Настоятель храма протоиерей Андрей Сердюков испросил прощение у прихожан храма, и благословил верующих на прохождение поприща Великого поста.
Храм был полон верующими, которые собрались для того, чтобы по установленному в древние времена священному обычаю, простить взаимные обиды и согрешения.
Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.
Суть этого воскресенья не в том, чтобы попросить прощения, а чтобы простить. Именно поэтому оно и называется прощеным. Простить внутри себя всех — вот основная суть состояния в этот последний день перед Великим Постом. Чтобы войти в Пост с сердцем, чистым от обид. Прощайте и прощены будете.
В прочитанном Евангелии мы слышали повествование Господа «О трех условиях Богоугодного поста». Какие же эти условия, без следования которым он может стать не Богоугодным и не спасительным для нас?
1) Всепрощение и примирение со всеми; незлобие, смирение, преодоление самолюбия и гордости (осуждения и обвинения других), мирный дух.
2) Поститься честно, не лицемерно, не перед людьми и напоказ, тщеславясь, а в Богоприсутствии, в хождении пред Ним, во Имя Господа и во Слову Божию. Поститься нужно ради устранения в нас всего греховного, не богоугодного, что может лишить нас оправдания перед Богом и спасения. Более всего желать самого дорогого – Царствия Небесного. Работать (трудиться и поститься) усерднее, когда знаем, зачем и надеемся на награду.
3) Не собирать сокровищ на земле… – временных, преходящих, но собирать сокровища небесные, непреходящие, «ибо где сокровище ваше, там и сердце будет ваше», т.е. что мы ценим более всего – туда устремляется сердце человека, и там оно обретется в конце концов.
Пост требует от нас на телесном уровне бдительного внимания к себе, контроля: чувств, помыслов, желаний, слов и деяний, привычек и навыков для видения с различением, испытанием: где вражье, где Божье и где мое. Не считать плотские желания и требования нашей природы нормой.
Долгое время в воздержании требует терпения, оно же – смирения, оно же – условие получения благодати. Самообладание вплоть до бесстрастия, праведности, святости.
На пост должна быть сильная мотивация,
1) т.к. это: заповедь Божия;
2) сильное желание есть надежда;
3) сильная надежда есть вера;
4) а сильная вера в милосердие Божие есть свершение.
Сейчас особое внимание уделим первому условию поста, — всепрощению и примирению, без чего и пост, не пост, будет не Богоугоден.
Пост – время воздержания, молитвы и покаяния.
Пост – это особое время работы над собой; по борьбе с грехом, чтобы не поддаваться злым и непристойным мыслям, чувствам, намерениям, словам и поступкам, а угождать Богу и милосердно служить ближним.
Каждый христианин должен испросить у Господа прощение своих грехов и достойно причаститься святых Христовых Таин.
1) т.к. это: заповедь Божия;
2) сильное желание есть надежда;
3) сильная надежда есть вера;
4) а сильная вера в милосердие Божие есть свершение.