Успенский, пост установлен в память о Божией Матери, проводившей Свою жизнь в посте и молитве. Пост установлен в преддверии Ее Успения.
Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте.
Так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».
Успенский пост четко определен по церковному календарю: 14-27 августа (1-14 по ст.ст.) 28 августа празднуют день Успения Пресвятой Богородицы, завершающий пост.
Начало поста отмечается как день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.
Церковным уставом в эти дни строгость в трапезе предписывается такая же, как и в Великий пост:
-
в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;
-
по вторникам и четвергам — варёная пища без масла;
-
по субботам и воскресениям допускаются растительное масло и вино;
-
в Преображение Господне (19 августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино.
Это — монастырский устав (которого однако придерживались на Руси во время поста благочестивые миряне). Но пост должен быть посильным, поэтому каждый поститься по благословению духовника, в соответствии со своим здоровьем и родом деятельности.
Несмотря на такие строгости, Успенский пост издавна считался на Руси самым приятным и лёгким: ведь в августе созревает множество овощей и фруктов, ягод и грибов. Неудивительно, что этот пост называли «Лакомкой».
Как и в любом православном посту, в Успенском важна духовная сосредоточенность.
Зачем нужны посты?
Соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному. Человек изначально создан как единство души и тела, которые призваны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внес дисгармонию, и потому бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого человек воздерживается от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в греховных страстях, поэтому, важно побеждать страсти, чему как раз и способствует пост.
Первый день поста — праздник Происхождения (или Изнесения: слово «происхождение» означает крестный ход) честных древ Животворящаго Креста Господня.
Этот праздник был установлен в 9-м веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа (по ст.ст.) был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни. Люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.
В этот день из алтаря выносится для поклонения Крест, украшенный цветами.
Праздник посвящен Кресту — а значит, Спасителю, Его Крестному подвигу. Поэтому называется он Первым Спасом, то есть первым в ряду близких друг к другу по времени празднований Спасителю (второй — Преображение, третий — праздник Нерукотворного образа Спасителя.
В Успенском храме накануне Праздника было совершено Всенощное бдение, а в воскресный день Божественныя Литургия, за которой многие прихожане приобщились Святых Христовых Таин.
Существует благочестивая народная традиция — приносить в этот день для освящения в храм первый урожай меда, и делиться с ближними и нуждающимися. Принося дары в храм, мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве и приобщении Святых Христовых Таин.
На «Первый Спас» по древнему обычаю, совершается малое освящение воды, а также мёда. Настоятель отец Андрей окропил верующих и медовые приношения верующих святой водой к всеобщей радости. Также батюшка благословил детей на начало учебного года. Такое благословение ребята будут получать теперь за каждым молебным пением до начала обучения.
На Успенский пост
Успение! Возможно ли успеть
Отринуть гниль? И в небо белой птицей
Мне б устремиться. По траве катиться,
Как яблоку, успевшему созреть.
Успение! Возможно ли успеть?
О, жизнь моя, мой августовский сад.
Плоды на ветках времени созрели.
И каждый миг к последней колыбели
Несёт меня. И нет пути назад.
О, жизнь моя, мой августовский сад.
Но август, это всё же не зима.
Ещё возможно в августе цветенье,
Ещё летает Ангел вдохновенья
В моём саду! Душа ещё жива!
Мой август — это всё же не зима!