Некоммерческое образовательное учреждение
Православная гимназия им. прп. Амвросия Оптинского
Липецкой и Елецкой Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)
Программа курса
«Закон Божий»
для 1 — 9 классов православных
гимназий
Духовник Липецкой Православной гимназии:
иерей Андрей Иванович Сердюков
Липецк, 2011 г.
Пояснительная записка
«Закон Божий», как школьный предмет, заключает в себе основы христианской веры и жизни. Современному христианину приходится доказывать истинность своих религиозных убеждений и духовно-нравственного поведения. Поэтому необходимо научить православных детей быть всегда готовыми «всякому, требующему у [них] отчёта в [их] уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3,15). В то же время, узучение Богооткровенных истин и нравственных правил, а так же обладание знаниями о богослужении и Церковной истории не должны послужить формированию надменного отношения у учащихся ко всему церковному. Необходимо сочетать школьное богословие с религиозным опытом: совершать (или посещать) вместе с воспитанниками богослужения, участвовать в церковных таинствах, подтверждать рассказы по данному предмету примерами из жизни святых и окружающей действительности. Постараться дать учащимся понять, что «Закон Божий» есть сама жизнь, цель которой не на земле, но в Боге.
Настоящая программа по «Закону Божиему» для 1 — 9 классов разработана на основе личного преподавательского опыта и многих программ по «Закону Божиему» православных гимназий России, с учётом требований Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Для реализации программного содержания используются: Библия (Брюссель 1989), популярные иллюстрированные пособия для изучающих Библию (Российское Библейское общество 2003), «Закон Божий» прот. Серафима Слободского, житийная и патериковая литература, переложенная для детей, и многие пособия, рекомендованные Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата для церковно-приходских воскресных школ, православных учебных заведений и факультативных занятий в общеобразовательных школах по «Основам православной культуры». Интернет делает доступным и позволяет применять видеоматериалы о новейших достижениях в области библиистики, истории Церкви и др.
Количество часов в год — 34
Количество часов в неделю — 1
Количество часов в 1 четверти — 9
Количество часов во 2 четверти — 8
Количество часов в 3 четверти — 10
Количество часов в 4 четверти — 7
Краткое описание программы курса «Закон Божий»
В подготовительной группе священник проводит беседы с детьми согласно с Годичным Богослужебным кругом. Учит их правильно креститься, вместе с ними читает начальные молитвы и помогает детям понять их содержание.
В первом классе происходит знакомство с предварительнными понятиями и рассматриваются церковные праздники. Познаётся смысл начальных молитв, тропарей Рождества Христова и Пасхи. Учащиеся рисуют (копируют иконы двунадесятых праздников), совершают краткие моления. К концу учебного года первоклассники должны суметь по праздничным иконам рассказать о церковных событиях, которые на них изображены.
Во втором классе изучаются десять заповедей Закона Божия и заповеди блаженства на примерах житийной и патериковой литературы, переложенной для детей, мультфильмов «Библия в анимациях», соответствующих определённой теме урока. Начиная со второго класса учащиеся должны вести тетради по «Закону Божиему». Второклассники научаются видеть исполнение или нарушение заповедей в различных жизненных ситуациях и брать для себя положительный пример.
В третьем классе разбирается Символ Веры. Воспитанники учатся вдумываться в слова молитвы и с пониманием произносить их. В этом же классе происходит знакомство со всеми церковными таинствами.
Материал для изучения «Закона Божиего» в четвёртом классе берётся из книги протодиакона Андрея Кураева «Основы православной культуры» (Москва, «Просвещение», 2010 г.) На мой взгляд, это учебное пособие может помочь выпускникам начальной школы сформировать целостное представление о мире, как о Божием творении.
В 5 — 9 классах изучается Священное Писание. Библейская история познаётся творчески — делаются рисунки и макеты, ставятся театральные постановки, устраивается просмотр фильмов на библейские темы, совершаются экскурсии. Одна из основных целей данных уроков привить ребятам любовь к Слову Божиему и сподвигнуть их к чтению самой Библии. Для этого ученикам даются задания, выполнить которые можно, только прочитав определённые места из Ветхого или Нового Завета.
Цель курса: созидание в воспитанниках преображённой во Христе личности, свободно посвящающей свою волю на служение Богу.
Задачи курса:
Образовательные:
- Дать сведения об основных Богооткровенных истинах и религиозных представлениях;
- Познакомить учащихся со Священной историей Ветхого и Нового Завета в свете святоотеческих толкований;
- Узнать историю Христианской Церкви, способствовать формированию интереса к образцам личного подвига благочестия;
- Изучить основы литургики;
- Способствовать восприятию мировой художественной культуры через призму христианского мировоззрения.
Воспитательные:
- Сформировать представление о системе нравственных ценностей православной традиции, в которую гармонично включены понятия о духовной внутренней жизни человека, стремление к образованию и культурному просвящению, приверженность традициям крепкой и здоровой семьи, любовь к Отечеству и ближним, бережное отношение к природе;
- Приобщить детей к церковному образу жизни, расширив их кругозор и внутреннюю свободу;
- Познакомить учащихся с событиями Священного Писания, Церковной истории, жизнеописанием святых, извлекая нравственные уроки и примеры для подражания.
Развивающие:
- Способствовать развитию мыслительной деятельности, вниманию, умению работать с книгами посредством игровых моментов, разгадыванием кроссвордов, тестов;
- Дать возможность развиться творческому и интеллектуальному потенциалу, заложенном Богом в ребёнке, благодаря клиросному послушанию, иконописи, олимпиадам, семинарам;
- Развить мышечную память, дикцию, пластику движения, умение доносить смысл текста до слушателя, а так же вызвать интерес к образу жизни в библейские времена и другие исторические периоды путём постановок спектаклей на церковные темы;
- Помочь учащимся научиться выражать свои мысли и чувства в словесной и письменной форме, через обсуждение и написание сочинений по поводу прочитанных книг и просмотренных фильмов на духовные темы, поломнических поездок, экскурсий.
Календарно-тематическое планирование уроков
Закон Божий в 1 классе
№ п./п. | Дата проведения уроков | Кол-во часов | Тема уроков |
1 | 1 | Вводный урок. О Боге и о мире | |
2 | 1 | Молитва «Отче наш…» | |
3 | 1 | Рождество Пресвятой Богородицы. Молитвы ко Пресвятой Богородицы | |
4 | 1 | Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. О крестном знамении | |
5 | 1 | Начальные молитвы | |
6 | 1 | Покров Пресвятой Богородицы | |
7 | 1 | Преподобный Амвросий Оптинский | |
8 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
9 | 1 | Устройство православного храма | |
10 | 1 | Успение Пресвятой Богородицы | |
11 | 1 | Об ангелах. Св. Архангел Михаил | |
12 | 1 | Введение во храм Пресвятой Богородицы | |
13 | 1 | Рождество Христово | |
14 | 1 | Тропарь Рождества Христова | |
15 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
16 | 1 | Крещение Господне | |
17 | 1 | Преображение Господне | |
18 | 1 | Сретение Господне | |
19 | 1 | О постах и поклонах | |
20 | 1 | Благовещение Пресвятой Богородицы | |
21 | 1 | Вход Господень во Иерусалим | |
22 | 1 | Пасха — светлое Христово ВОСКРЕСЕНИЕ | |
23 | 1 | Пасхальный тропарь | |
24 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
25 | 1 | Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий | |
26 | 1 | Вознесение Господне | |
27 | 1 | Сошествие Святого Духа | |
28 | 1 | Заключительный урок |
Всего 34 часа: 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв
Календарно-тематическое планирование уроков
Закон Божий во 2 классе
№ п./п. | Дата проведения уроков | Кол-во часов | Тема уроков |
1 | 1 | Вводный урок. Человек — образ и подобие Божие | |
2 | 5 | Десять заповедей Закона Божия на примерах жития святых. 1 — 4 заповеди | |
3 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
4 | 6 | 5 — 10 заповеди | |
5 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
6 | 1 | Повторение пройденного материала | |
7 | 5 | Заповеди блаженств 1 — 4 | |
8 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
9 | 5 | Заповеди блаженств 5 — 9 | |
10 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
11 | 1 | Заключительный урок. Цель жизни человечека — обожение |
Всего 34 часа: 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв
Календарно-тематическое планирование уроков
Закон Божий в 3 классе
№ п./п. | Дата проведения уроков | Кол-во часов | Тема уроков |
1 | 1 | Вводный урок. Как мы верим в Бога | |
2 | 5 | 1 — 4 члены Символа веры | |
3 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
4 | 6 | 5 — 9 члены Символа веры | |
5 | 1 | Повторение пройденного материала | |
6 | 1 | 10 член Символа Веры. Таинство крещения | |
7 | 1 | Таинство миропомазания | |
8 | 1 | Таинство покаяния | |
9 | 1 | Таинство Причащения | |
10 | 1 | Таинство елеосвящения | |
11 | 1 | Таинство священства | |
12 | 1 | Таинство брака | |
13 | 1 | Монашество | |
14 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
15 | 2 | 11 член Символа Веры | |
16 | 1 | 12 член Символа Веры | |
17 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
18 | 1 | Заключительный урок. «… Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.» Рим.10, 10. |
Всего 34 часа: 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв
Календарно-тематическое планирование уроков
Закон Божий в 4 классе
№ п./п. | Дата проведения уроков | Кол-во часов | Тема уроков |
1 | 1 | Россия — наша Родина | |
2 | 1 | Культура и религия | |
3 | 1 | Человек и Бог в православии | |
4 | 1 | Православная молитва | |
5 | 1 | Библия и Евангелие | |
6 | 1 | Проповедь Христа | |
7 | 1 | Христос и Его крест | |
8 | 1 | Пасха | |
9 | 1 | Православное учение о человеке | |
10 | 1 | Совесть и раскаяние | |
11 | 1 | Заповеди | |
12 | 1 | Милосердие и сострадание | |
13 | 1 | Золотое правило этики | |
14 | 1 | Храм | |
15 | 1 | Икона | |
16 | 1 | Повторение и обобщение изученного | |
17 | 1 | Как христианство пришло на Русь | |
18 | 1 | Подвиг | |
19 | 1 | Заповеди блаженств | |
20 | 1 | Зачем творить добро? | |
21 | 1 | Чудо в жизни христианина | |
22 | 1 | Православие о Божием суде | |
23 | 1 | Таинство Причастия | |
24 | 1 | Монастырь | |
25 | 1 | Христианская семья | |
26 | 1 | Защита Отечества | |
27 | 1 | Христианин в труде | |
28 | 1 | Любовь и уважение к Отечеству |
Всего 34 часа: 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв
Программа составлена по учебному пособию для общеобразовательных учреждений. Автор — протодиакон Андрей Кураев, «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». Москва, «Просвещение», 2010 г.
Календарно-тематическое планирование уроков
Закона Божия 5 классе
№ п/п | Дата проведения уроков | Кол-во часов | Тема уроков |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 1 | Введение в Священную историю | |
2 | 2 | Сотворение мира и человека | |
3 | 1 | Жизнь первых людей в раю. Грехопадение | |
4 | 1 | Потомки Адама. Каин и Авель | |
5 | 2 | Потоп. Сыновья Ноя | |
6 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
7 | 1 | Вавилонская башня, смешение языков | |
8 | 2 | Авраам | |
9 | 1 | Исаак | |
10 | 2 | Иаков | |
11 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
12 | 1 | Дети Иакова | |
13 | 2 | Иосиф Прекрасный | |
14 | 1 | Египетское рабство. Пророк Моисей | |
15 | 2 | Избавление Божие | |
16 | 1 | Закрепление пройденного материала. История Многострадального Иова | |
17 | 1 | В пустыне, на пути к Синаю | |
18 | 1 | Заключение Завета | |
19 | 1 | Десять Заповедей | |
20 | 1 | Израиль нарушает завет идолопоклонством | |
21 | 1 | Сооружение скинии | |
22 | 1 | Заключительный урок |
Всего — 34 часа, 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв
Календарно-тематическое планирование уроков
Закона Божия 6 классе
№ п/п | Дата проведения уроков | Кол-во часов | Тема уроков |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 1 | Вводный урок. Повторение пройденного материала | |
2 | 2 | Сорокалетнее странствование евреев. Медный змей | |
3 | 1 | Вступление евреев в землю обетованную | |
4 | 2 | Судьи израильские | |
5 | 1 | .Закрепление пройденного материала | |
6 | 1 | История Руфи | |
7 | 1 | Избрание и помазание Саула на царство | |
8 | 2 | Давид | |
9 | 1 | Соломон | |
10 | 1 | Разделение царства еврейского | |
11 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
12 | 1 | Пророки. Пророк Илия | |
13 | 1 | Пророк Елисей | |
14 | 1 | Пророк Иона | |
15 | 1 | Падение Израильского царства | |
16 | 1 | Пророк Исаия | |
17 | 1 | Падение Иудейского царства. Пророк Иеремия | |
18 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
19 | 1 | Пророк Иезекииль | |
20 | 1 | Пророк Даниил | |
21 | 1 | Падение Вавилонского царства | |
22 | 1 | Как иудеи вернулись из плена вавилонского | |
23 | 1 | Греческое владычество. Маккавеи | |
24 | 1 | Всеобщее ожидание Спасителя | |
25 | 1 | Заключительный урок |
Всего — 34 часа, 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв
Календарно-тематическое планирование уроков Закона Божия в 7 классе
№ п/п | Дата проведения уроков | Кол-во часов | Тема уроков |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 1 | Введение | |
2 | 1 | Четвероевангелие | |
3 | 1 | Пришествие в мир Господа Иисуса Христа.Предвечное рождение и воплощение Сына Божия | |
4 | 1 | Зачатие Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Иоанна Крестителя | |
5 | 2 | Рождество Иисуса Христа. Его отрочество | |
6 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
7 | 1 |
Выход Иисуса Христа на общественное служение. Крещение Иисуса Христа |
|
8 | 1 | Первые ученики Иисуса Христа. Первое чудо | |
9 | 1 |
Первая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа. Изгнание торгующих из храма |
|
10 | 1 | Беседа с Никодимом | |
11 | 1 | Последнее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе | |
12 | 1 | Беседа с самарянкой. Начало проповеди Христа вГалилее | |
13 | 1 | Призвание к апостольскому служению Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея | |
14 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
15 | 1 |
Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа. Исцеление расслабленного при овчей купели. Учение Господа Иисуса о своём равенстве Богу Отцу |
|
16 | 1 | Срывание колосьев в субботу. Избрание 12 апостолов | |
17 | 2 | Нарная проповедь | |
18 | 1 | Чудеса исцелений, воскрешение сына наинской вдовы. Свидетельство Господа об Иоанне Крестителе | |
19 | 1 | Обличение нечестивых городов. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея. Ответа Господа искавшим у Него знамения. Духовное родство с Господом | |
20 | 1 | Притчи о Царствии Божием | |
21 | 1 | Укрощение бури на море. Изгнание бесов в стране гадаринской. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира | |
22 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
23 | 1 | Вторичное посещение Назарета. Христос посылает 12 апостолов на проповедь | |
24 | 1 | Усекновение главы Иоанна Крестителя | |
25 | 1 | Чудесное насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами. Беседа о Таинстве Причащения | |
26 | 1 | Заключительный урок |
Всего — 34 часа, 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв
Календарно-тематическое планирование уроков Закона Божия в 8 классе
№ п/п | Дата проведения уроков | Кол-во часов | Тема уроков |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 1 | Вводный урок. Повторение пройденного материала | |
2 | 1 | Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа. Обличение фарисейских преданий | |
3 | 1 | Исцеление многих больных. Чудесное насыщение четырёх тысяч народа | |
4 | 1 | Апостол Пётр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Учение Христа о несении креста | |
5 | 1 | Преображение Господне. О важности веры, молитвы и поста | |
6 | 1 | Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. О борьбе с соблазнами | |
7 | 1 | Притчи о заблудшей овце, о немилосердном должнике | |
8 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
9 | 1 | Христос на празднике Кущей | |
10 | 1 | «Христос и грешница». Беседа Христа с иудеями в храме | |
11 | 1 | Исцеление слепорождённого. Беседа о добром пастыре. Проповедь семидесяти учеников | |
12 | 1 | Притча о милосердном самарянине. Господь в доме у Марфы и Марии | |
13 | 1 | Притчи об ожидании второго пришествия | |
14 | 1 | Воскрешение Лазаря. Решение синедриона убить Иисуса Христа | |
15 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
16 | 1 | Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Вход Господень во Иерусалим. Изгнание торгующих из храма | |
17 | 1 | Великий понедельник | |
18 | 2 | Великий вторник | |
19 | 1 | Великая среда | |
20 | 2 | Великий четверг | |
21 | 1 | Великая пятница | |
22 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
23 | 1 | Воскресение Господа нашнго Иисуса Христа | |
24 | 1 | Явление воскресшего Господа ученикам | |
25 | 1 | Вознесение Господне | |
26 | 1 | Заключительный урок |
Всего — 34 часа, 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв
Календарно-тематическое планирование уроков Закона Божия в 9 классе
№ п/п | Дата проведения уроков | Кол-во часов | Тема уроков |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 1 | Введение. О книге «Апостол» | |
2 | 1 | Основание Церкви в Иерусалиме. Пятидесятница | |
3 | 2 | Свидетельство Церкви в Иерусалиме | |
4 | 2 | Первый мученик Стефан | |
5 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
6 | 1 | Церковь в Иудее, Самарии и Антиохии. Служение Филиппа | |
7 | 1 | Обращение Савла | |
8 | 2 | Служение Петра | |
9 | 1 | Варнава в Антиохии | |
10 | 1 | Гонения Ирода Агриппы I | |
11 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
12 | 2 | Жизнь и труды апостола Павла в Римской империи. Первое миссионерское путешествие Павла | |
13 | 1 | Собор в Иерусалиме | |
14 | 2 | Второе миссионерское путешествие Павла | |
15 | 2 | Третье миссионерское путешествие Павла | |
16 | 1 | Закрепление пройденного материала | |
17 | 5 | Павел — узник в Иерусалиме, Кесарии и Риме | |
18 | 1 | Заключительный урок |
Всего — 34 часа, 28 — на изучение программного материала, 6 — резерв