Ибо «воскресение», «оживление» и «преобразование» и все подобные слова относятся к телу, которое подвержено тлению, так как душа, рассматриваемая сама по себе, никогда не может воскреснуть, поскольку она не умирает, но бессмертна… Будучи же бессмертной, она имеет сообщником своих дел смертное (тело) и потому, во время воздаяния от Праведного Судии, снова вселится в своего спутника (силою Воссоздателя), чтобы с телом воспринять общие наказания или награды.
Святитель Григорий Нисский
Бог не новые тела призовет к Воскресению, но обновит те же самые, истлевшие и превращенные в прах.
Святитель Иоанн Златоуст.
Беседуя с одним прихожанином, я заметил, что он относится к человеческому телу как к чему-то низменному и скверному. То он говорил о недостойном поведении священников, которым «потом руки целуют»; то недоумевал о почитании святых, ссылаясь на Священное Писание, где будто бы святым именуется только Бог, а никто из людей не может быть таковым (хотя апостол Павел свои послания адресует именно «святым» Рим.1,7; 1 Кор.1,2; 2Кор.1,1; Еф.1,1; Флп.1,1; Кол.1,1 и т.д.). И уж никак не укладывалось в голове моего собеседника почитание святых мощей. В его понимании мощи — это бренные останки человеческого тела, которые могут свидетельствовать только о земном грешном мире, а человек призван к жизни небесной, вечной, поэтому тело должно сгнить, исчезнуть не только с лица Земли, но и изгладиться из памяти самого его обладателя. «Ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3, 19), — привёл в подтверждение своей мысли цитату из Библии мой оппонент.
Наконец выяснилось, что мой прихожанин не может поверить в воскресение каждого человека именно в своём собственном теле, во всяком случае, себе этого он не желает.
Как тут помочь ближнему? Благо, что для него имеет непререкаемый авторитет Священное Писание, которого он с благоговением касался в нашем диалоге. Мы вместе с ним вспомнили слова из Нового Завета, свидетельствующие о воскресении мёртвых: «Когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12, 25); «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор. 15, 42-44); «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 51-52); «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3, 20-21); «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим, 8, 11).
Эти библейские цитаты говорят нам о том, что мы, по словам протодиакона Андрея Кураева, обречены на воскресение в теле, не зависимо от того, хотим мы этого или нет. Но прихожанин то мой этого явно не хочет! Он уважительно отказывался спорить со мной и даже готов был замолчать, но оставался при своём мнении. Как христианин он надеется спастись верой во Христа и добрыми делами, которые желательно не мешали бы его привычному образу жизни.
Я сказал своему брату во Христе, что он, как человек умный, ищет для себя лазейку в духовной жизни и оправдывает себя сам перед Богом, вместо того, чтобы принести достойные плоды покаяния — изменить свой образ жизни в соответствии с заповедями Божьими. А тело наше — это сосуд, который мы за время земной жизни можем исполнить благодатью Духа Святого или всякими непотребствами и сквернами. И вот, когда настанет время воскресения мёртвых, тогда «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29). Ещё я напомнил своему собеседнику слова ап. Павла о грехе, который особенно оскверняет наши тела: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор.6, 18-19).
В заключение нашего разговора, я уверял своего прихожанина, «что при последней трубе» мы наследуем изменённое, но именно своё тело, которого мы лишились после смерти, исполненное либо благодати Божией, либо всякой нечистоты.
Не знаю, смог ли я хотя бы посеять зерно сомнения в сердце моего собеседника относительно истинности его религиозных убеждений. Глядя на него, я вспоминал случай из истории воцерковления одного человека, рассказывать который на тот момент мне не имело смысла. Ведь неприятие возможности обожения, святости для человека естественно вызывает недоверие к любому духовному опыту людей. Для тех же, кто желает исполнить повеление Божие — «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48) — и готов принять на вооружение духовный опыт других людей, я расскажу этот случай. Думаю, что этот маленький рассказ поможет нам понять причину нежелания наследовать Царство Небесное в своём теле.
Один новоначальный христианин во время сна почувствовал, что его кто-то куда-то ведёт, как бы подталкивая как ребёнка в спину. Этот «кто-то» был невидим и общался со своим ведомым (тоже невидимым) мысленно, но абсолютно ясно и по-дружески доброжелательно. Невидимый друг привёл «младенца во Христе» на место, где находилось его безжизненное тело. Труп, свернувшись от холода калачиком, лежал на левом боку совсем голый и чистый. Добрый сопроводитель внушал своему подопечному, что если он хочет жить, то ему необходимо принять своё тело и оживить его. Подопечный всё это прекрасно понимал, и ему очень хотелось жить, но тело было таким холодным, неприятным, как-будто чужим и почему-то очень мерзким, хоть внешне на нём не было видно никаких изъянов. Приведший доброжелатель подталкивал своего ведомого к телу и принуждал его быстрее соединиться с ним. Тот и сам очень хотел сделать это, но не мог преодолеть отвращение к собственному трупу, поэтому упирался изо всех сил. Тогда вожатый спросил:
— Не хочешь?
— Не хочу! — ответил упрямый «младенец».
Невидимый друг сжалился над немощным человеком и предложил ему посмотреть немного левее. Там лежало ещё одно тело точно в таком же положении, как и первое, с единственным внешним отличием — раной между рёбрами в правом боку. Оно было тоже безжизненное, холодное, голое, но к нему не возникало никакого отвращения. Глядя на своё пронзённое тело, «юный» христианин испытывал спокойствие, радость и предчувствие блаженства по соединению с ним. Помилованный счастливец мог смотреть и сравнивать эти два тела, которые визуально отличались только раной в правом боку, но в то же время, между ними была непреодолимая пропасть. Исполнивший своё дело вожатый незаметно исчез, а «младенец во Христе» от радости проснулся и подумал: «Жалко, что рана была в правом боку, если бы в левом, то можно было бы провести аналогию с Иисусом Христом. Но Христу-то пронзили копьём сердце, значит, рана должна быть с левой стороны».
Вскоре этот человек через открытые царские врата увидел икону Воскресения Христова. На теле Спасителя между рёбер в правом боку была изображена рана от копья. Он понял, что воспринять своё тело с радостью, то есть воскреснуть подобно Христу, для него будет возможно только сораспявшись Спасителю.